Автор: Хисамова Гульнара Рамилевна
Должность: Учитель-дефектолог
Город/Населенный пункт: город Стерлитамак/Республика Башкортостан
Дата публикации: 18.01.2021
"Федорино горе"
Программное содержание: совершенствовать умение описывать предметы по алгоритму; уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда; развивать аналитические способности, устанавливая причинно-следственные связи между назначением, строением, материалом; продолжать учить ориентироваться на плоскости с палочками Кюизенера; формировать представление о том, что все предметы посуды сделаны руками людей и, поэтому к ним необходимо относиться бережно.
Материал к занятию.
Демонстрационный материал: Кукла «Федора»; посуда пластмассовая, металлическая, стеклянная, деревянная, глиняная; магниты посуда; ширма.
Раздаточный материал: палочки Кюизенера; рабочие листы в клетку; пластилиновая посуда, крупа (горох, рис), подкладные доски, салфетки.
Предварительная работа: Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»; Ролевая игра «Магазин посуды»; Дидактические игры «Угадай, что спрятано» (зашумленные изображения посуды), «Найди такой предмет» (ознакомление со свойствами материалов, из которых изготовлена посуда); рисование через кальку.
Ход занятия: - Ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь.
Педагог читает детям отрывок из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»:
А за ними блюдца, блюдца - Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются, И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода: "Вы куда? куда? куда? куда? куда?"
А за нею вилки, Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки Скачут по дорожке.
- Ребята, вы узнали из какой сказки я вам прочитала отрывок? Правильно, «Федорино горе». А кто написал эту сказку? (Корней Иванович Чуковский)
На столе перед детьми стоит посуда из разного материала. Рядом Федора плачет.
Педагог говорит детям, что у Федоры горе. Какое? (От нее убежала вся посуда.)
Учитель-дефектолог: «Посуда вернется к Федоре, если мы поможем ей справиться с заданиями». А за каждое правильно выполненное задание мы будем получать магнит посуды.
- Дидактическая игра «Угадай, что звучит?»
- По стуку или звону посуды вы должны отгадать, из чего она сделана.
- Молодцы! С первым заданием справились.
Педагог вручает магнит посуды.
- Дидактическая игра «Расставь посуду красиво».
- Поможем Федоре расставить посуду красиво – чайную посуду – на нижнюю полку, кухонную – на среднюю, столовую – на верхнюю полку.
За правильно выполненное задание – магнит посуды.
- Задание «Расскажи о посуде по алгоритму» (Что это? Какого цвета? Какой формы? Какой величины? Какие части посуды вы знаете? Из чего сделана посуда? Какая посуда?)
Зрительная гимнастика.
«Тренировка»
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх.
Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
- А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.
Физкультминутка: «Я чайник-ворчун»
Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд (шаги на месте)
Я всем напоказ выставляю живот (руки на поясе, повороты туловища)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопки в ладоши)
- Эй, люди, я с вами чай пить хочу. (прыжки на месте)
4. Работа на сенсорной доске на тему «Посуда».
- Дидактическая игра «Самовар Толстячок» (с палочками Кюизенера)
- Ребята, отгадайте загадку: Стоит толстячок, подбоченевши бок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар).
Детям предлагается выполнить задание на рабочих листах в клетку.
Детям предлагаются задания различные по уровню сложности.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, Удары кулачком друг о друга
Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит по другой
Чайник, чашку, ковшик, ложку загибают пальчики
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит по другой
И Федоре угодили. удары кулачками друг о друга.
- Ребята, а почему от Федоры убежала посуда? (Ответы детей). Как нужно правильно обращаться с посудой?
Федора благодарит детей за помощь.
Ох, не буду! Ох, не буду я посуду обижать.
Буду, буду я посуду, и любить, и уважать.
И дарит им пластилиновую посуду и предлагает украсить ее, используя различные крупы и семена.
Итог занятия
Прощание:
Левую руку кладут на левую руку друг друга
- 1,2,3,4,5
Скоро встретимся опять.