Проверь подлинность!

Автор: Гаврилова Ольга Ивановна

Должность: преподаватель

Город/Населенный пункт: город Нижний Новгород

Дата публикации: 15.01.2021


Классификация нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе.

Введение

          Учебное занятие проводится в соответствии с учебным планом и программой. Данная работа является составляющей дисциплины «Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения», изучаемой студентами специальности 23.02.01 - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

           В связи со сложной эпидемиологической обстановкой продолжительность занятия 60 минут, а часть материала на самостоятельное изучение.

          Данное методическое пособие может использоваться при изучении темы «Классификация нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе. Порядок служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе».

Учебные занятия по дисциплине «Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения» состоят из лекционной части, предусматривающей  устного объяснения материала, ведение конспекта, просмотра, презентаций, плакатов и наглядных пособий.

В учебном плане предусмотрена самостоятельная работа студентов, в виде работы с литературой, подготовка сообщений и докладов и выполнение презентаций по темам.

 После изучения каждой темы, закрепление материала предусматривает опросы устные, письменные в виде самостоятельных и тестовых заданий на ПК.

         Данная тема «Классификация нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе. Порядок служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе» открытого учебного занятия, является одним из этапов в изучении дисциплины «Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения» и прослеживается предметная связь с другими дисциплинами и междисциплинарными курсами.

Составлено в соответствии с действующими инструкциями, приказами и указаниями.

Предназначено для студентов СПО, а также может быть использовано для профессиональной подготовки.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ    ПЕРВИЧНОГО ОЗНОКОМЛЕНИЯ С УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ

                                                                                                                                 

Дисциплина, курс, специальность

«Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения»,

3 курс, 23.02.01 - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Тема учебного занятия, № занятия  по теме

«Классификация нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе. Порядок служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе», № 7

ФИО  преподавателя

Гаврилова О.И.

Тип  учебного занятия

Комбинированное занятие

Используемые педагогические технологии

Традиционное обучение

Формируемые компетенции

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК2.2Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредствам применения нормативно-правовых документов.

Планируемые результаты

Обучающиеся должны

знать: классификацию нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе; порядок служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе

уметь: уметь определять нарушения и его классификацию

Цель учебного занятия

Научиться классифицировать нарушения безопасности движения в поездной и маневровой работе, знать порядок служебного расследования.

 Формирование и  закрепление первичных знаний нового учебного материала по безопасности движения  на железнодорожном транспорте

 

Задачи учебного занятия

 

обучающие

 

развивающие

 

воспитательные

Сформировать первичные знания о нарушениях безопасности движения в поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте

      Способствовать развитию умений анализировать актуальную информацию, развитию умений использовать приобретенные знания и умения ,развитию технологического мышления

  Воспитывать интерес к избранной профессии;

стимулировать мотив к поиску новых знаний, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности,

развитию творческого отношения к учебной деятельности

Оборудование

Дидактический материал ( презентация, плакаты, раздаточный материал).

Оборудование ( мультимедийный проектор, компьютер).

Используемые источники информации

1.ПТЭ приложение №8 ИДП прил.15  Москва, 2014

2. Презентация  по дисциплине «Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения»

3. Плакаты по дисциплине «Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения»

4. Приказу №344

Организационная структура учебного занятия

ЭТАП 1

ОРГМОМЕНТ.

Длительность этапа

3 мин

Форма организации деятельности обучающихся

1. Проверка явки обучающихся.

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор, координатор

1.Приветствие

 2. Проверка присутствия студентов

 3. Сообщение о форме  занятия

4. Сообщение темы учебного занятия, постановка цели учебного занятия

5. Обсуждение этапов учебного занятия, мотивация к обучению

Приемы и формы работы

Фронтальная, самостоятельная

ЭТАП 2

Проверка  знаний

Цель

Проверка теоретических знаний, полученных на предыдущем занятии.

Длительность этапа

10 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная. Выполняют самостоятельную  работу в виде тестового опроса.

Приемы и формы работы

Повторение учебного материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

ЭТАП 3

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель

Основной целью этапа является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Актуализация знаний и постановка проблемы; формирование новых знаний, профессиональных компетенций.

Длительность этапа

5 мин

Форма организации деятельности обучающихся


Актуализироваться для  включения в деятельность (хотеть, выполнять, понимать что надо).

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор, координатор .

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Приемы и формы работы

Групповая

ЭТАП 4

Изложение нового учебного материала

Цель

Воспроизведение и коррекция новых знаний

Длительность этапа

35 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор, докладчик, аналитик, эксперт.

 

Приемы и формы работы

 Изложение нового материала с просмотром презентации, объяснения по плакатам и инструкциям.

ЭТАП 5

Обобщение и закрепление материала

Цель

Закрепление изученного материала, выполняется в форме фронтального опроса.

Подведение итогов работы за урок. Основной целью этапа учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Длительность этапа

5 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор, координатор, эксперт

Подведение итогов работы. Комментарии. Оценки.

Приемы и формы работы

Повторение учебного материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Осуществление самооценки, соотнесение результатов деятельности с поставленной целью, формулирование конечного результата своей работы на занятии.
 

Форма контроля

Оценивание конечного результата путем выполнения   фронтального опроса

ЭТАП 6

Домашнее задание

Цель

Систематизация и закрепление полученных знаний. Выполнение самостоятельной работы дома

Длительность этапа

2 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная. Записывают  домашнее задание по изученному материалу и задание  индивидуальной самостоятельной работы дома

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор

В качестве самостоятельной работы - дается домашнее задание проработать конспект по изученному материалу и  по Приказу №344, выполнить конспект по пунктам 13-18 .

     

ХОД УРОКА

     По дисциплине «Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения», для студентов 3 курса, специальности 23.02.01 - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) «Классификация нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе. Порядок служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе».

ЭТАП 1 ОРГМОМЕНТ

Цель учебного занятия

Формирование и закрепление первичных знаний нового учебного материала по  сигнализации на  железнодорожном транспорте.

 

ЭТАП 2 Проверка  знаний

Проверка теоретических знаний, полученных на предыдущем занятии проводилась в виде устного опроса. (Приложение №1)

 

ЭТАП 3Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

      На этом этапе преподаватель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усиливать мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем, это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях), усиливать непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

     Исходная мотивация создает готовность обучающихся к восприятию нового материала, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность.

      Каждый преподаватель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, использует свое сочетание приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей обучающихся, их интересов и эмоций .

     Мотивация обучения принимается в виде достижения успехов в профессиональной деятельности работников ОАО РЖД.

Студенты могу делать небольшие доклады о своих близких, имеющих большие достижения в профессиональной деятельности, связанной с профессиональной деятельностью на железнодорожном транспорте.

 

ЭТАП 4Изложение нового учебного материала

Теоретический материал (Приложение №2)

Классификация нарушений.

крушения поездов; аварии; происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов; столкновения и сходы ж.д. подвижного состава при маневрах, экипировке и др. передвижениях; затопление, пожар, нарушение целостности.

происшествия, связанные с несанкционированным движением по ж.д. путям автотракторной техники; происшествия на железнодорожных переездах.

Крушение. Столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди, повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.

Авария - столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, автотракторной техникой, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне или железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых:

Происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие:

нанесшего ущерб жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, окружающей природной среде, приведшие к чрезвычайным ситуациям межрегионального и федерального характера

Порядок расследования транспортных происшествий и иных событий, связанных
с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

1.При получении информации о транспортных происшествиях для расследования приказом Ространснадзора за подписью руководителя Ространснадзора или лица, исполняющего его обязанности, формируется комиссия из числа работников Ространснадзора.

2.Одновременно формируется комиссия из числа работников субъекта железнодорожного транспорта с приглашением заинтересованных и (или) причастных владельцев железнодорожного подвижного состава, в том числе перевозчиков, целью которой является выявление причин транспортных происшествий для предупреждения их возникновения в дальнейшем.

3.Комиссии выезжают на место транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, и проводят расследование обстоятельств и причин их возникновения.

 

ЭТАП 5Обобщение и закрепление материала

Вопросы для закрепления изученного материала (фронтальный опрос):

  1. Классификация нарушений.
  2. Что относится к авариям.
  3. Что относится к крушениям.
  4. Что относится к событиям и происшествиям.
  5. Порядок служебного расследования.

 

ЭТАП 6Домашнее задание

Приказ №344

В качестве самостоятельной работы – проработать конспект по изученному материалу

Составить конспект по теме : «Порядок оформления и разбора служебного расследования, учет и отчетность».

 

Приложение №1

Вопросы для аудиторной самостоятельной работы на уроке (проверка знаний предыдущего материала).

Проверка знаний пройденного материала пройденного материала проводится в виде устного опроса.

ВОПРОСЫ

1.Какие ставят штемпеля на перевозочные документы на вагоны с ВМ

1- при перевозке ВМ 1 класса

штемпеля красного цвета «Особо опасно, ВМ № …», «Прикрытие»,  «Не спускать с горки»,  «Особо опасно, ВМ № …»

 -при перевозке остальных ВМ

 штемпеля красного цвета «ВМ», «Прикрытие»,  «Не спускать с горки»

 

2.Кроме того, могут ставиться дополнительные штемпеля:
 «Секция. Не расцеплять»; «Ядовито»; «В сопровождении специалиста»; «Охрана ж.д.» и другие.

3. Что разрабатываться на  сортировочных и участковых железнодорожных станциях, железнодорожных станциях погрузки, выгрузки, перегрузки, перестановки вагонов с одной колеи на другую, а также при необходимости и на других железнодорожных станциях, в качестве приложения к ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования

 - разрабатываться соответствующая местная инструкция о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ

4. Требования установки вагоны с ВМ на железнодорожных станциях вне поездов

Вагоны с ВМ на железнодорожных станциях вне поездов, за исключением вагонов, находящихся под накоплением на железнодорожных путях сортировочных парков, должны устанавливаться на особых железнодорожных путях, указанных в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, где стоянка их наиболее безопасна.

5. Ограждение вагонов с ВМ на железнодорожных станциях

Такие вагоны должны быть сцеплены, надежно закреплены от ухода и ограждены переносными сигналами остановки. Стрелки, ведущие на железнодорожные пути стоянки таких вагонов, устанавливаются в положение, исключающее возможность заезда на эти железнодорожные пути, и запираются. Порядок запирания и хранения ключей от этих стрелок указываются в ТРА станции

6. Что должны иметь вагоны с ВМ в поездах и при маневрах

Вагоны с ВМ в поездах и при маневрах, а также при подаче (уборке) на подъездные железнодорожные пути предприятий и организаций должны иметь прикрытие в соответствии с нормами, предусмотренными приложением № 16 к настоящей Инструкции.

7. Что может использоваться в качестве прикрытия вагонов с ВМ на железнодорожных станциях

В качестве прикрытия в поездах, в которых следуют вагоны с ВМ, должны ставиться порожние вагоны или вагоны, загруженные неопасными грузами.

8. В какие поезда запрещается ставить вагоны с ВМ

Запрещается ставить вагоны с ВМ в поезда:
1) пассажирские и почтово-багажные (кроме перевозок табельного оружия и боеприпасов к нему, воинских караулов и команд Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, других государственных военизированных организаций и нарядов военизированной охраны железнодорожного транспорта);
2) людские, а также имеющие в составе (кроме воинских эшелонов) отдельные вагоны с людьми (кроме вагонов, занятых личным составом эшелона);
3) соединенные;
4) с негабаритными грузами верхней третьей, нижней третьей и больших степеней, боковой четвертой и больших степеней негабаритности;
5) превышающие длину, установленную графиком движения поездов.

9.Где устанавливаются вагоны сопровождения

Для сопровождения вагонов с ВМ ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации, не далее чем за 5 вагонов от этих вагонов, должен ставиться вагон с тормозной площадкой или специально выделенный порожний крытый вагон.

10. В каких поездах допускается совместная перевозка  ВМ и других опасных грузов

В воинских эшелонах допускается совместная перевозка ВМ и других опасных грузов, принадлежащих данному эшелону, с постановкой между ними прикрытия — не менее одного вагона.

11.Под постоянным контролем кого должны находиться поезда, в составе которых имеются вагоны с ВМ.

Поезда, в составе которых имеются вагоны с ВМ, при следовании по участкам должны находиться под постоянным контролем ДНЦ, ДСП станций, которые обязаны осуществлять меры, обеспечивающие беспрепятственное и безопасное следование этих поездов.

12. Что ставят в журнале движения поездов.

Номер поезда с буквами «ВМ» должен проставляться в журнале движения поездов, на графике исполненного движения, в письменных разрешениях и предупреждениях, выдаваемых машинисту поезда, в натурных листах и других документах, связанных с приемом и отправлением поездов.

13. Допускается ли  оставление поездов с ВМ без локомотивов на промежуточных железнодорожных станциях.

Нет

14. Кому  ДСП передает сообщение машиниста поезда об аварии

ДСП станции, получив сообщение машиниста поезда об аварии, должен полностью передать его содержание ДНЦ и действовать в соответствии с его указаниями.

15. Порядок действия при обнаружении в движущемся поезде с ВМ возгорания какого-либо груза.

При обнаружении в движущемся поезде с ВМ возгорания какого-либо груза или железнодорожного подвижного состава поезд должен быть остановлен. Место остановки поезда выбирается с учетом наименьших последствий, представляющих угрозу поражения людей и загрязнения окружающей среды, повреждения тоннелей, мостов, жилых и станционных зданий, складов, находящегося на путях железнодорожного подвижного состава.

16. На какое расстояние должны быть удалены вагоны с ВМ.

В случае возникновения пожара в вагоне, не загруженном ВМ, или в рядом расположенном здании, сооружении, обустройстве вагоны с ВМ должны быть удалены из зоны пожара на безопасное расстояние, но не менее чем на 100 м.

17. Порядок информирования при возникновении аварийной ситуации с ВМ в пределах железнодорожной станции

При возникновении аварийной ситуации с ВМ в пределах железнодорожной станции ДСП станции обязан сообщить о случившемся ДНЦ и начальнику железнодорожной станции и установить возможность и условия дальнейшего пропуска поездов, производства маневровой работы и при необходимости принять меры к прекращению движения поездов и маневров.

 

Литература

п/п

Авторы и составители

Заглавие

Издательство

Кол-

во

Основная литература

  1.  

Министерство транспорта Российской Федерации (МИНТРАНС РОССИИ)

Положение о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации ж.д. транспорта

Министерство транспорта Российской Федерации (МИНТРАНС РОССИИ)

Электронный источник

 

 

      

 

 

https://zakonbase.ru/content/part/82062

https://zakonbase.ru/content/part/82058?print=1


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.