Автор: Гаврилова Ольга Ивановна
Должность: Преподаватель
Город/Населенный пункт: город Нижний Новгород
Дата публикации: 17.12.2020
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» в городе Нижнем Новгороде,
Нижний Новгород, Россия
C интенсивными переменами характера современного общества происходит и изменение требований к системе образования. В настоящее время ФГОС предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равные условия и доступность образования при различных возможностях и ситуациях. Изменения требований к результатам освоения основных образовательных программ, условий реализации и структуре основной общеобразовательной программы, не возможны без наличия информационной образовательной среды. Большое распространение в образовательной среде получили электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по каналам связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Основными принципами (ДОТ) являются: принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе электронная почта, видеосвязь, Интернет-конференции, on-line - тесты); принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в определенных условиях учебного процесса; принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом темпе и в удобное для себя время, дающей возможность, ученику использовать необходимые ресурсы для реализации индивидуальных учебных интересов; принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.
Для получения оптимальных результатов электронного обучения важны следующие факторы и условия: наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанционных обучающихся, наличие у преподавателей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, хорошей подготовки занятий такого формата, наличие подготовленных локальных координаторов, систематическое проведение дистанционных занятий, стимулирование дистанционной деятельности.
Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для креативного самовыражения учащегося, приучает к самообучению, используя интерактивные компьютерные технологии.
Одним из важных условий применения данного обучения является правильная организация самостоятельной работы. Как бы странно это не звучало, но и при практической подготовке студентов, в сложившихся условиях, данное направление становится очень востребованным.
Самостоятельная работа учащихся может включать следующие организационные формы (элементы) электронного и дистанционного обучения: работа с электронным учебником; просмотр видео-лекций; компьютерное тестирование; изучение печатных и других необходимых материалов.
Учащиеся имеет возможность получать консультации преподавателя по соответствующей дисциплине через ЭИОС образовательного учреждения, электронную почту, программу Skype, Zoom используя для этого все возможные каналы выхода в Интернет.
Наиболее популярными видеосервисами являются ZOOM и Skype. С использованием данных программ педагоги проводят индивидуальные и групповые консультации , используют такие инструменты, как демонстрация экрана и интерактивной доски.
ZOOM нашел применение и как инструмент подготовки участников чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по разным компетенциям. Очень актуальным является отработка навыков ИТ-компетенций.
Преимущества модели обучения с применением технологий дистанционного обучения: нет пространственных и временных ограничений; это домашнее обучение, оно обеспечивает здоровьесберегающую обстановку при обучении в удобное время и посильном режиме; это дополнительное образование: углубляет и расширяет знания при подготовке к участию в олимпиадах; это опережающее обучение; это демократичное образование: нет жёсткого регламента, поддерживается мотивация учащихся к самообразованию.
По нашему мнению модель организации обучения с использованием (ДОТ) возможна, а в настоящих условиях даже необходима не только для получения теоретических знаний, но и практических навыков.
Применение мер по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции потребовало перевода образовательного процесса в дистанционный формат и освоения новых интерактивных платформ и программных продуктов.
Очевидно, решение данной задачи актуализировало работу преподавателей с системой дистанционного обучения на электронных платформах образовательных организаций. В нашем филиале основной платформой является Moodle. Она является основным, наиболее востребованным связующим звеном образовательного процесса. Созданные преподавателями и мастерами производственного обучения курсы по дисциплинам (модулям) содержат теоретический материал, презентации, методические материалы для практических/лабораторных работ и проверки знаний.
Современное обучение основывается на применении деятельностного подхода и электронной информационной образовательной среды учреждений СПО и ВО, в которой, согласно требованиям ФГОС, должно быть организовано дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, как между собой. В связи с этим нельзя не согласиться с тем, что применение дистанционного обучения становится особенно актуальным и в области практической подготовки. Кроме того, опыт организации электронного обучения показывает, что материалы, первоначально приготовленные для проведения дистанционного обучения, используются затем в очном обучении, следовательно, происходит взаимная интеграция очного и основанного на использовании дистанционных образовательных технологий обучения.
На мой взгляд, работа в условиях дистанционного обучения позволяет студентам и педагогам актуализировать имеющиеся и сформировать новые IT-компетенции. Обучающиеся приобретают опыт применения различных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Надеюсь, что данные технологии и в дальнейшем будут применяться как средства реализации образовательных программ в различных ситуациях и проектах, способствуя активизации работы по обновлению и модернизации материально-технической базы филиала, а также формировать новые IT-компетенции .
Список литературы и интернет- ресурсов
1.Волов, В.Т. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы / В.Т. Волов, Н.Ю. Волова, Л.Б. Четырова. - Самара: Рос. Академия наук: Самарский научный центр, 2000. –137 с.
2.Концепция модернизации российского образования – [Электронный ресурс]. URL:http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml
3.Лагуткина О.А. Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования. Статья [Электронный ресурс]. https://multiurok.ru/files/distantsionnoie-obuchieniie-v-sistiemie-sriedniegh.html
4.Майоров А. Н. Мониторинг в образовании М.: Интеллект-Центр, 2013
5.Хелпикс.Орг - Интернет помощник, Дистанционные образовательные технологии [Электронный ресурс]. https://helpiks.org/5-91099.html