Автор: Логашкина Наталья Федоровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Город/Населенный пункт: город Уральск Западно-Казахстанская область Республика Казахстан
Дата публикации: 12.11.2020
Программа курса дополнительного образования детей (развитие речи)
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что–то делать, выражать себя, творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь. Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний. Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии, формировании правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.
Программа по развитию речи в ДЭК «Куншуак–Солнышко» направлена на развитие звуковой культуры речи – формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, речевого дыхания; развитие связной речи ребенка, творческого мышления, памяти, координации движений и мелкой моторики рук.
Цель: Создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4–5 лет в условиях учреждения дополнительного образования.
Задачи:
–Воспитание культуры речевого общения; умение слушать рассказы и высказывания других детей; воспитывать у детей выразительность речи.
–Формирование связной речи, расширение словарного запаса.
–Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Работа в ДЭК «Куншуак–Солнышко» связана с образовательными областями:
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.
2. Социализация – развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
3. Познание – развитие интеллектуально–речевых и общих способностей ребенка.
4. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, сказки); развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству.
5. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
При разработке и проведении занятий учитываются эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы материал был доступен и понятен детям. Используются такие виды работы, как:
–Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика).
–Пальчиковая гимнастика, игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
–Лексико–грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
Продолжительность занятия: 25–30 минут.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю, в первой половине дня, всего 82 занятия (с сентября по июнь включительно).
Предполагаемые результаты: формирование связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.
План работы по развитию речи в ДЭК «Куншуак-Солнышко»
№ | Тема занятия
| Кол-во часов |
1 | Сюжетно–ролевая игра «Давайте познакомимся». | 1 |
2 | Сюжетно–ролевая игра «Будем знакомы». | 1 |
3 | Сюжетно-ролевая игра «Давайте будем дружить!» | 1 |
4 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой А). | 1 |
5 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы А). | 1 |
6 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой У). | 1 |
7 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы У). | 1 |
8 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой И). | 1 |
9 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы И). | 1 |
10 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой О). | 1 |
11 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы О). | 1 |
12 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой ы). | 1 |
13 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы ы). | 1 |
14 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой М). | 1 |
15 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы М). | 1 |
16 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Т). | 1 |
17 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Т). | 1 |
18 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Н). | 1 |
19 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Н). | 1 |
20 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Л). | 1 |
21 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Л). | 1 |
22 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой С). | 1 |
23 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы С). | 1 |
24 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Р). | 1 |
25 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Р). | 1 |
26 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Ш). | 1 |
27 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Ш). | 1 |
28 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой К). | 1 |
29 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы К). | 1 |
30 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой П). | 1 |
31 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы П). | 1 |
32 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Б). | 1 |
33 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Б). | 1 |
34 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Г). | 1 |
35 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Г). | 1 |
36 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Д). | 1 |
37 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Д). | 1 |
38 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой З). | 1 |
39 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы З). | 1 |
40 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Ж). | 1 |
41 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Ж). | 1 |
42 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Е). | 1 |
43 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Е). | 1 |
44 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Ё). | 1 |
45 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Ё). | 1 |
46 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой В). | 1 |
47 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы В). | 1 |
48 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой й). | 1 |
49 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы й). | 1 |
50 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой ь). | 1 |
51 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы ь). | 1 |
52 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Э). | 1 |
53 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Э). | 1 |
54 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Я). | 1 |
55 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Я). | 1 |
56 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Ю). | 1 |
57 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Ю). | 1 |
58 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Х). | 1 |
59 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Х). | 1 |
60 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Ц). | 1 |
61 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Ц). | 1 |
62 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Ч). | 1 |
63 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Ч). | 1 |
64 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Щ). | 1 |
65 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Щ). | 1 |
66 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой Ф). | 1 |
67 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы Ф). | 1 |
68 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление с буквой ъ). | 1 |
69 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление буквы ъ). | 1 |
70 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (ознакомление со всеми буквами алфавита). | 1 |
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 | Азбука для малышей «Цып–цып ТВ» (закрепление всех букв алфавита). | 11 |
82 | Отчетное (итоговое) занятие в ДЭК «Куншуак–Солнышко». | 1 |