Автор: Мухачёва Марина Леонидовна
Должность: Воспитатель
Город/Населенный пункт: Город Невьянск Свердловская область
Дата публикации: 05.09.2020
" Осень постучалась к нам"
Тип проекта: познавательно – творческий.
Срок реализации проекта: 2 недели
Руководитель проекта: Мухачёва Марина Леонидовна
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель
Интегрированный подход в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста – это один из основных подходов, рекомендованный Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, так как именно этот подход позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому». Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического деятельности. В дошкольном детстве ребенок обладает огромным багажом возможностей, задача взрослых – помочь раскрыть ему эти возможности. Развивая творческие способности детей, мы даем им возможность танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т. д. Создавая предметно-пространственную среду, накапливать опыт художественно-творческой деятельности в различных ее видах. Задачей педагога является поиск наиболее эффективных технологий, позволяющих реализовать интегрированный подход в организации образовательной деятельности дошкольников.
Изучая научно-методическую литературу и анализируя педагогическую практику, я столкнулась с противоречием между наличием разнообразных природных способностей у детей дошкольного возраста и невозможностью их в полной мере раскрыть и развить, используя традиционные репродуктивные образовательные технологии, девиз которых «делай как я» не позволяет сформировать инициативного ребенка.
На основе этого я сформулировала проблему, как сформировать у детей представление о признаках осени не путем заучивания материала, а путем приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества детей, наблюдений в природе, занятий художественным творчеством (лепка, аппликация, рисование, изготавливая с родителями поделки из природного материала).
Гипотеза. Наиболее эффективным средством реализации интегрированного подхода является, на наш взгляд, технология проектной деятельности.
Учитывая время реализации проекта, выбрана его направленность: формирование интереса у ребенка к осеннему периоду, бережного отношения к окружающему миру.
Цель проекта: расширение представлений детей об осени как о времени года, её признаках и явлениях.
Задачи проекта:
-углубить представления об изменениях в природе осенью;
- обобщить представление о дарах осени;
- закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц;
- способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;
- развивать способность отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной);
-воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Данный проект интегрирует следующие образовательные области программы: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Планируемый результат:
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний об осени как о времени года, её признаках и явлениях.
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
- Развитие продуктивной деятельности детей.
- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
- Чтение наизусть стихотворений об осени.
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Реферативная часть.
Проблемой ознакомления детей с природой и методикой работы занималась Соломенникова О.А. Ей была предложена система работы, которая включала экскурсии в природу, наблюдения, прохождение экологической тропы, проектную, трудовую и игровую деятельность. Описывая особенности сезонных наблюдений, Соломенникова О.А. рекомендует для закрепления знаний использовать загадки, дидактические игры, подвижные игры.
Павлова Л. Ю. отмечает, что в осенний период проводятся игры, содержание которых отражает осенние явления неживой природы и их влияние на живую природу, а также жизнь и деятельность живых существ в природе и человека в городах именно в этот период деятельности.
О том, что дети уже в старшем дошкольном возрасте без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям, говорит Бондаренко Т.М. Также ею представлена схема изучения знаний детей о временах года (сезонах), которая позволяет выявить уровень сформированности у детей знаний.
В области художественно-эстетического развития Колдина Д. Н. предлагает конспекты увлекательных занятий по лепке, аппликации и рисованию, составленных по тематическому принципу и направленных на приобщение ребёнка к миру красоты через изобразительную деятельность. Рисование, лепка и аппликация развивают мелкую моторику, помогают формировать мышление и развивают у детей художественное восприятие и творческие способности. Эти занятия занимают также одно из самых важных мест при подготовке ребенка к школе.
Поэтому в основу проекта положены работы перечисленных выше ученых.
Проектная часть.
Проект состоит из трех этапов:
1. Подготовительный этап (организационный);
2. Основной этап (реализация проекта);
3. Заключительный этап (презентация).
Подготовительный этап.
- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.
- Подбор дидактических пособий, иллюстраций на осеннюю тему.
- Составление презентаций по данной теме.
- Подготовка развивающей предметно - пространственной среды в группе (оформление уголка природы).
-Подготовка и проведение диагностики уровня знаний детей по данной теме (наблюдения, беседа).
- Информирование родителей о содержании и задачах проекта и необходимости их участия.
- Сбор природного материала для гербария, поделок.
-Мотивирование потенциальных участников проекта на совместную деятельность.
-Разработка проекта.
Основной этап. Реализация плана мероприятий проекта.
Заключительный этап. Подведение итогов и оценка эффективности проекта.
План реализации проекта.
Этапы, задачи |
Содержание деятельности |
Планируемы результат |
Подготовительный этап. Задача. Подготовить условия для реализации проекта. |
1Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр. Подбор дидактических пособий, иллюстраций на осеннюю тему. Составление презентаций по данной теме. 2.Подготовка развивающей предметно - пространственной среды в группе (оформление уголка природы). 3.Подготовка и проведение диагностики уровня знаний детей по данной теме (наблюдения, беседа). 4.Информирование родителей о содержании и задачах проекта и необходимости их участия. 5.Сбор природного материала для гербария, поделок. 6Мотивирование потенциальных участников проекта на совместную деятельность. 7.Разработка проекта.
|
Готовность методического обеспечения реализации проекта
Готовность РППС
Результаты диагностики.
Готовность участников к реализации проекта.
Проект. |
Основной этап. Задача. Выполнить план мероприятий проекта |
Познавательное развитие: 1.Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. 2.Беседы: «О лесе», «Об овощах», «О труде людей осенью», «Об осени» «Жизнь листика». 3.Ознакомление с окружающим: «Осенний лес. Дары леса» «Приметы осени» «Перелётные птицы» 4.Цикл наблюдений: — за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём); -за красотой и богатством осенних красок; — за цветником; — за перелетными птицами; — за насекомыми; — за деревьями; -растущими на территории детского сада. 5. Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени» Речевое развитие: 1.Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки об осени; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»; А. Плещеев «Скучная картина»; К. Бальмонт «Осень»; Н. Сладков «Осень на пороге»; Е. Благинина «Улетают, улетели»; М. Глинский «Прости меня хлеб»; А. Ерикеев «Наступила осень; Л.Толстой «Дуб и орешник»; Я. Дяугите «Руки человека», «Рожь поёт»; К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»; Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме». 2.Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие». 3.Творческое рассказывание детей по теме «Осень» 4.Пересказ рассказов: - В. Катаева «Грибы» - «Улетают журавли» И.С. Соколов - Микитов Социально – коммуникативное развитие: 1.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник». 2.Дидактические игры: Лото «Грибы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…» «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Следопыты», «Вершки и корешки», «Овощехранилище», «Кто где зимует» 3.Инсценирование «Таня в огороде» 4.Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария); уборка опавшей листвы; подготовка клумбы группового участка к зиме; укрывание корней деревьев опавшей листвой. 5.Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью», «Как выращивают хлеб», «О труде фермера» 6.Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?» «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?» Художественно-эстетическое развитие: 1.Аппликация: «Венок из листьев» (из природного материала); «Ежи готовятся к зиме» (коллективная работа); «Тарелка с фруктами» 2.Рисование:«Осенние листья»; «Ветка рябины» (пейзаж); Оригами. Рисование. «Кленовый лист». 3.Лепка:«Корзинка с грибами» 4.Рассматривание картины Левитана «Золотая осень» 5.Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Чем нам осень нравится» «Наш участок осенью» «Деревья осенью» Раскрашивание. Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь» А. Вивальди «Осень» Пение: «Осень постучалась к нам» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой «Кто сказал, что осень грустная пора» слова Пикулёвой, музыка Попляновой Физическое развитие; Беседы: «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров» Подвижные игры: «Съедобное — несъедобное!» «Я знаю 5 названий!» «Осенние листочки» «Огород» «Перелёт птиц» «Гуси – лебеди» Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи» Физкультминутки: «Клён» — Ветер тихо клён качает, Вправо-влево наклоняет: Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клён. «Листопад» — Мы – листики осенние На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели! Мы летели, мы летели И на землю тихо сели…. «Грибы»: — Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли. Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли! На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята! Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери! Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех? Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться! Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили! Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть! «Сойка» Пальчиковая гимнастика: «Листья» Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами) Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы) Полетели, закружились (вращение кистями рук) И на землю опустились (кладут пальцы на стол) Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу) Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу) Листья все насквозь побил. Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд, назад) Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу) |
У детей систематизируются представления об осенних изменениях в природе.
Дети познакомятся с литературными произведениями об осени.
Дети научатся использовать знания об осени в своих играх.
Дети научатся использовать знания об осени в своей продуктивной деятельности.
Дети научатся играть в подвижные игры на осеннюю тему.
|
Заключительный этап. Задача Подвести итоги проекта |
1. Итоговая диагностика. 2.Анализ результатов мониторинга. 3.Презентация проекта педагогам. |
Оценка эффективности проекта |
Мероприятия по работе с родителями:
- Организация выставок детских работ;
- Сбор осенних листьев для гербария.
- Участие в выставке «Цветов, плодов и овощей» по изготовлению совместных поделок из природного материала.
Мониторинг.
Критерии:
Сформированность у детей познавательного интереса к наблюдениям за природой:
Высокий: Проявляет интерес к наблюдениям за природой и познанию нового.
Средний: Интерес проявляется частично и выборочно.
Низкий: Интерес не проявляется.
Сформированность представления дошкольников об осени как времени года:
Высокий: Знает осенние изменения в жизни растений, животных и человека.
Средний: Имеет некоторые представления об осенних изменениях в жизни растений, животных, человека.
Низкий: Отличает осень от других времен года, выделяет 1-2 признака осени.
Сформированность умения отражать полученные знания в продуктивной деятельности:
Высокий: В продуктивной деятельности просматривается несколько характерных признаков осени.
Средний: В продуктивной деятельности просматриваются 1-2 признака осени.
Низкий: В продуктивной деятельности не видны характерные признаки осени.
Высокий- 2 средний- 1 низкий- 0
№ |
Ф. И. ребёнка |
Сформирован-ность у детей познавательного интереса к наблюдениям за природой |
Сформирован-ность представления дошкольников об осени как времени года |
Сформирован-ность умения отражать полученные знания в продуктивной деятельности |
|||
Начало проекта |
Конец проекта |
Начало |
Конец |
Начало проек-та |
Конец проек-та |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
Заключение.
В результате реализации данного проекта:
- у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
- на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
- появилось желание самостоятельно заняться творчеством – делать поделки из природного материала, украшать группу, работать сообща над общим проектом;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
У педагога:
- Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
У родителей:
- Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Продукты проектной деятельности:
- семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала;
- работы детей на тему «Осень».
Список литературы.
-
- Четыре времени года. Сост. С. Е, Шамаева. – Воронеж, 1990.
- Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О. А. – Москва, 2005.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы и др. – Москва, 2014.
- Говорим правильно в 6-7 лет. Гомзяк О. С.- Москва, 2009.
- Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. Колдина Д. Н, - Москва,2008
- Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. Колдина Д. Н, - Москва,2008
- Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспекты занятий. Алёшина Н. В. - УЦ «Перспектива»,2012.