Проверь подлинность!

Автор: Мухачёва Марина Леонидовна

Должность: Воспитатель

Город/Населенный пункт: Город Невьянск Свердловская область

Дата публикации: 05.09.2020


" Осень постучалась к нам"

Тип проекта: познавательно – творческий.

Срок реализации проекта: 2 недели

Руководитель проекта: Мухачёва Марина Леонидовна

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель

    Интегрированный подход в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста – это один из основных подходов, рекомендованный Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, так как именно этот подход позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».        Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического деятельности. В дошкольном детстве ребенок обладает огромным багажом возможностей, задача взрослых – помочь раскрыть ему эти возможности. Развивая творческие способности детей, мы даем им возможность танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т. д. Создавая предметно-пространственную среду, накапливать опыт художественно-творческой деятельности в различных ее видах. Задачей педагога является поиск наиболее эффективных технологий, позволяющих реализовать интегрированный подход в организации образовательной деятельности дошкольников. 



 Изучая научно-методическую литературу и анализируя педагогическую практику, я столкнулась с противоречием между наличием разнообразных природных способностей у детей дошкольного возраста и невозможностью их в полной мере раскрыть и развить, используя традиционные репродуктивные образовательные технологии,  девиз которых «делай как я» не позволяет сформировать инициативного ребенка.

    На основе этого я сформулировала проблему, как сформировать у детей представление о признаках осени не путем заучивания материала, а путем приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества детей, наблюдений в природе, занятий художественным творчеством (лепка, аппликация, рисование, изготавливая с родителями поделки из природного материала).

Гипотеза. Наиболее эффективным средством реализации интегрированного подхода является, на наш взгляд, технология проектной деятельности.  

Учитывая время реализации проекта, выбрана его направленность:  формирование интереса у ребенка к осеннему периоду, бережного отношения к окружающему миру.

Цель проекта: расширение представлений детей об осени как о времени года, её признаках и явлениях.

Задачи проекта:

-углубить представления об изменениях в природе осенью;

- обобщить представление о дарах осени;

- закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц;

- способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;

- развивать способность отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной);

-воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Данный проект интегрирует следующие образовательные области программы: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Планируемый результат:

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний  об осени  как о времени года, её признаках и явлениях.

- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.

- Развитие продуктивной деятельности детей.

- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

- Чтение наизусть стихотворений об осени.

- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Реферативная часть.

    Проблемой ознакомления детей с природой и методикой работы занималась Соломенникова О.А. Ей была предложена система работы, которая включала экскурсии в природу, наблюдения, прохождение экологической тропы, проектную, трудовую и игровую деятельность. Описывая особенности сезонных наблюдений, Соломенникова О.А. рекомендует для закрепления знаний использовать загадки, дидактические игры, подвижные игры.

     Павлова Л. Ю. отмечает, что в осенний период проводятся игры, содержание которых отражает осенние явления неживой природы и их влияние на живую природу, а также жизнь и деятельность живых существ в природе и человека в городах именно в этот период деятельности.

      О том, что дети уже в старшем дошкольном возрасте без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям, говорит Бондаренко Т.М.  Также ею представлена схема изучения знаний детей о временах года (сезонах), которая позволяет выявить уровень сформированности у детей знаний.

    В области художественно-эстетического развития Колдина Д. Н. предлагает конспекты увлекательных занятий по лепке, аппликации и рисованию, составленных по тематическому принципу и направленных на приобщение ребёнка к миру красоты через изобразительную деятельность. Рисование, лепка и аппликация развивают мелкую моторику, помогают формировать мышление и развивают у детей художественное восприятие и творческие способности. Эти занятия занимают также одно из самых важных мест при подготовке ребенка к школе.

     Поэтому в основу проекта положены работы перечисленных выше ученых.



Проектная часть.

Проект состоит из трех этапов:

1. Подготовительный этап (организационный);

2. Основной этап (реализация проекта);

3. Заключительный этап (презентация).

Подготовительный этап.

- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.

- Подбор дидактических пособий, иллюстраций на осеннюю тему.

- Составление презентаций по данной теме.

- Подготовка развивающей предметно - пространственной среды в группе (оформление уголка природы).

-Подготовка и проведение диагностики уровня знаний детей по данной теме (наблюдения, беседа).

- Информирование родителей о содержании и задачах проекта и необходимости их участия.

- Сбор природного материала для гербария, поделок.

-Мотивирование потенциальных участников проекта на совместную деятельность.

-Разработка проекта.

Основной этап. Реализация плана мероприятий проекта.

Заключительный этап. Подведение итогов и оценка эффективности проекта.

План реализации проекта.

Этапы, задачи

Содержание деятельности

Планируемы результат

Подготовительный этап.

Задача.

Подготовить условия для реализации проекта.

1Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.

Подбор дидактических пособий, иллюстраций на осеннюю тему.

Составление презентаций по данной теме.

2.Подготовка развивающей предметно - пространственной среды в группе (оформление уголка природы).

3.Подготовка и проведение диагностики уровня знаний детей по данной теме (наблюдения, беседа).

4.Информирование родителей о содержании и задачах проекта и необходимости их участия.

5.Сбор природного материала для гербария, поделок.

6Мотивирование потенциальных участников проекта на совместную деятельность.

7.Разработка проекта.

 

Готовность методического обеспечения реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовность РППС

 

 

 

 

Результаты диагностики.

 

 

 

 

Готовность участников  к реализации проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект.

Основной этап.

Задача.

Выполнить план мероприятий проекта

Познавательное развитие:

1.Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

2.Беседы:

«О лесе», «Об овощах», «О труде людей осенью», «Об осени» «Жизнь листика».

3.Ознакомление с окружающим:

«Осенний лес. Дары леса»

«Приметы осени»

«Перелётные птицы»

4.Цикл наблюдений:

— за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);

-за красотой и богатством осенних красок;

— за цветником;

— за перелетными птицами;

— за насекомыми;

— за деревьями;

-растущими на территории детского сада.

5. Целевые прогулки:

«Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени» Речевое развитие:

1.Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки об осени; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»;

А. Плещеев «Скучная картина»; К. Бальмонт «Осень»; Н. Сладков «Осень на пороге»;

Е. Благинина «Улетают, улетели»; М. Глинский «Прости меня хлеб»;

А. Ерикеев «Наступила осень; Л.Толстой «Дуб и орешник»; Я. Дяугите «Руки человека», «Рожь поёт»; К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»; Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме».

2.Словесные игры:

 «Опиши словами осень!», «Осень в лесу»,

«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».

3.Творческое рассказывание детей по теме «Осень»

4.Пересказ рассказов:

- В. Катаева «Грибы»

- «Улетают журавли» И.С. Соколов - Микитов

Социально – коммуникативное

развитие:

1.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник».

2.Дидактические игры:

  Лото «Грибы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…»

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,

«Знатоки осенней природы», «Следопыты», «Вершки и корешки», «Овощехранилище», «Кто где зимует»

3.Инсценирование

«Таня в огороде»

4.Трудовая деятельность:

сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария);

уборка опавшей листвы;

подготовка клумбы группового участка к зиме; укрывание корней деревьев опавшей листвой.

5.Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью», «Как выращивают хлеб», «О труде фермера»

6.Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Художественно-эстетическое развитие:

1.Аппликация:

«Венок из листьев» (из природного материала);

«Ежи готовятся к зиме» (коллективная работа);

«Тарелка с фруктами»

2.Рисование:«Осенние листья»; «Ветка рябины» (пейзаж); Оригами. Рисование. «Кленовый лист».

3.Лепка:«Корзинка с грибами»

4.Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

5.Самостоятельная художественная деятельность:

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Наш участок осенью»

«Деревья осенью»

Раскрашивание.

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пение:

«Осень постучалась к нам» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой

«Кто сказал, что осень грустная пора» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

Физическое развитие;

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное — несъедобное!»

«Я знаю 5 названий!»

«Осенние листочки»

«Огород»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Клён»

— Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

— Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

«Грибы»:

— Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

«Сойка»

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

назад)

Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)

 

 

У детей систематизируются представления об осенних изменениях в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети познакомятся с литературными произведениями об осени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети научатся использовать знания об осени в своих играх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети научатся использовать знания об осени в своей продуктивной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети научатся играть в подвижные игры на осеннюю тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный этап.

Задача

Подвести итоги проекта

1. Итоговая диагностика.

2.Анализ результатов мониторинга.

3.Презентация проекта педагогам.

Оценка эффективности проекта

 

 

 

Мероприятия по работе с родителями:

 

Мониторинг.

Критерии:

Сформированность у детей познавательного интереса  к наблюдениям за природой:

Высокий: Проявляет интерес к наблюдениям за  природой и познанию нового.

Средний: Интерес проявляется частично и выборочно.

Низкий: Интерес не проявляется.

Сформированность представления дошкольников  об осени как времени года:

Высокий: Знает осенние изменения в жизни растений, животных и человека.

Средний: Имеет некоторые представления об осенних изменениях в жизни растений, животных, человека.

Низкий: Отличает осень от других времен года, выделяет 1-2 признака осени.

      Сформированность умения отражать полученные знания в продуктивной деятельности:

Высокий: В продуктивной деятельности просматривается несколько характерных признаков осени.

Средний: В продуктивной деятельности просматриваются 1-2 признака осени.

Низкий: В продуктивной деятельности не видны характерные признаки осени.

Высокий-   2         средний-     1     низкий-    0

 

Ф. И. ребёнка

Сформирован-ность у детей познавательного интереса  к наблюдениям за природой

Сформирован-ность представления дошкольников  об осени как времени года

Сформирован-ность умения отражать полученные знания в продуктивной деятельности

Начало проекта

Конец проекта

Начало

Конец

Начало проек-та

Конец проек-та

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В результате реализации данного проекта:

У педагога:

У родителей:

 

Продукты проектной деятельности:

Список литературы.

    1. Четыре времени года. Сост. С. Е, Шамаева. – Воронеж, 1990.
    2. Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О. А. – Москва, 2005.
    3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы и др. – Москва, 2014.
    4. Говорим правильно в 6-7 лет. Гомзяк О. С.- Москва, 2009.
    5. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. Колдина Д. Н, - Москва,2008
    6. Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. Колдина Д. Н, - Москва,2008
    7. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспекты занятий. Алёшина Н. В. - УЦ «Перспектива»,2012.

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.