Автор: Ситдикова Альбина
Должность: завотдел
Город/Населенный пункт: Нижнекамск
Дата публикации: 15.06.2020
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Динамичность современного общественного развития требует постоянного совершенствования, в связи с чем, особенно значимой становится профессиональная подготовка.
Мы часто задаемся вопросом оценки профессиональных качеств. Традиционно считается, что профессиональные качества работника – это качества, отличающие его от представителей других профессий. Однако это устаревший взгляд на вещи. Прежде всего, это профессиональные качества личности – то, что выделяет профессионала среди представителей своей же сферы деятельности. То есть речь идет об определенных универсальных качествах человека и профессионала, вне зависимости от конкретной сферы деятельности, благодаря которым он становится эффективнее остальных.
Вот далеко не полный список профессиональных качеств выявленных через интернет:
- ориентирован на работу с реальными проблемами в реальных ситуациях;
- располагает большим набором хорошо работающих методов, удачных шаблонов;
- способен создать новый метод под конкретную задачу;
- отличается комплексным подходом к рассмотрению ситуации;
- ищет и находит простые решения в сложных ситуациях;
- обладает знаниями, навыками, умениями и опытом в деле, которым занимается;
- обладает знаниями, навыками, умениями и опытом в деле, которым занимается;
- применяет знания на практике;
- способен к самообучению.
На мой взгляд, именно научно-исследовательская деятельность обучающихся помогает раскрыть все эти качества личности.
Научно-исследовательская работа призвана способствовать формированию у обучающихся навыков углубленной самостоятельной работы, научного мышления, творческих способностей, готовить их к непрерывному образованию, ориентировать на эффективное самообразование, позволяет проектировать свою будущую деятельность.
Научно – исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение. Работа носит логически завершенный характер и демонстрирует способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Цель организации научно-исследовательской работы:
Основной целью организации и развития системы научно-исследовательской работы является повышение уровня научной подготовки специалистов с профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения и пополнения научных кадров вузов, других учреждений и организаций страны на основе новейших достижений научно-технического прогресса, экономической мысли и культурного развития.
Задачи научно – исследовательской работы:
- развитие навыков самостоятельной научно - исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
- проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;
- проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;
- демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;
- привитие интереса к научной деятельности.
Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы.
В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.
Выдвижение обучающимся проблемы для научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой, информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.
Цель и основное содержание научно-исследовательской работы - формирование в ходе общенаучной подготовки перспективных навыков, умений и приобретение простейших знаний, необходимых для выполнения научной работы, обучение основам самостоятельной работы, развитие нестандартного мышления.
Формы научно-исследовательских работ обучающихся в профессиональном лицее - 44.
- реферативные: информационно-реферативные, реферативно-экспериментальные, описательные;
- исследовательские работы - работы в системе «цель – средства - результат» т.е. исследовательский момент возникает на уровне поиска новых средств деятельности;
- экспериментально - исследовательские работы - работы в режиме «замысел – реализация - рефлексия». Замысел – задумка нового, постановка проблемы. Реализация замысла часто заставляет пересмотреть собственные взгляды. Рефлексия не просто анализ, а осмысление результата в сообществе с другими экспериментами.
В зависимости от содержания и порядка осуществления все многообразие занятий, работ и мероприятий научно-исследовательской работы по их отношению к учебному процессу, освоения образовательных программ профессионального образования классифицируется по следующим основным видам:
- Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс.
- Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс.
- Научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу.
Безусловным требованием подготовки будущего специалиста является не только вооружение знаниями учебных дисциплин, развитие его профессиональных качеств, но и формирование умений анализировать процесс, поиска и планирования новых подходов к решению поставленных задач.
Научно-исследовательская деятельность - это и есть средство развития профессионализма.
На мой взгляд, главный источник саморазвития человека – наличие у него исследовательской позиции. Без стремления к развитию профессиональных качеств человек неизбежно попадет во власть механичности, рутинности, банальности. Отсюда вывод: научно-исследовательская деятельность обеспечивает становление обучающихся как профессионалов.