Автор: Наталья Евгеньевна Аксенова
Должность: Учитель начальных классов
Город/Населенный пункт: г.Челябинск
Дата публикации: 16.05.2020
Урок Окр.мир Тема: " Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"1класс
Урок окружающего мира в 1 классе по программе
«Школа России»Учебник А.А.Плешаков.
Тема: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию природных объектов; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий, выработки элементарных эколого-этических норм.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы), осуществлять самопроверку; получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение на лугу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.
Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочем листе; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; парная, фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: картинки с изображением цветов, сказочных героев, цветы, экологические знаки, индивидуальные тесты, мозаика для составления цветов; презентация на тему «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Планируемые достижения учащихся: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа, и исчезает красота природы).
Ход урока.
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
2 минуты
Учитель.
(картинка солнце) (слайд №2)
-Посмотрите на солнышко, какое оно лучистое и весёлое. Поднимите руку у кого из вас такое же настроение?
- Надеюсь,что вы с таким же хорошим настроением будете работать в процессе всего урока.
У нас сегодня урок – ознакомления с новыми знаниями. Мы будем работать в группах. Какие правила работы в группах необходимо соблюдать)
Д:( не перебивать друг друга, выслушивать других, помогать друг другу, совещаться, не кричать)
У: Молодцы!
Открытие новых знаний. (слайд)
-Сегодня Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха приглашают нас на прогулку. О месте прогулки вы узнаете, когда отгадаете загадку: (сл.№3)
На полянку вы пришли.
Вот трава, а вот цветы.
Порхают бабочки вокруг.
Зовём мы это место …(луг).
У: Правильно, сегодня мы отправимся на луг. (слайд №4)
Как вы понимаете, что такое луг?
Д : Я думаю луг – это большие поля с травяной растительностью. Это где много цветов и бабочек .Чистый воздух ,яркость красок.(cлайд №5)
У: Посмотрите, что принесли на урок наши друзья:
Д: Мудрая Черепаха бабочку, а Муравьишка – цветы. ( слайд№6)( черепаха с бабочкой и муравей с цветком)
У: Кто-нибудь догадался ,о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Д:( о цветах и бабочках)
У: Откройте учебник на странице 46 и проверьте, совпали ли ваши предположения с темой урока. А основной вопрос «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?» это и будет тема нашего урока.
А теперь давайте сформулируем задачи нашего урока
Что мы сегодня будем делать на уроке?
Д: (Узнаем, какие цветы и бабочки живут на лугу. )
У: И в ходе нашего урока мы постараемся ответить на главный вопрос.
У: Посмотрите, ребята, я тоже нарисовала луг (на плакате нарисована картина луга, без цветов и насекомых). Нравится ли он вам? Что здесь не хватает? Давайте заселим луг цветами. А чтобы заселить луг, наши ребята приготовили стишки о цветах
На лугу растет ромашка
Скромный беленький цветок, Семен.С
Что из желтого кармашка
Уронила лепесток.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой. Журавская.Д
Колокольчики-цветы
Очень вежливы… А ты?
У тропинки одуванчик
Сбросил желтый сарафанчик. Алиса.П
Стал пушистым, словно пух:
-Братцы! Как же я опух!
Я-синей небесной сини,
Полевой простой цветок. Игенбаев Л
От того я – не Василий,
А всего лишь – василёк (в конце ст-я открыть (сл.№7)
У: Кого ещё можно встретить на лугу? Какие живые существа похожи на цветы?
Д. Бабочек (слайд №8)
У:- Бабочки одни из самых красив живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: ( Адмирал, Зорька, Крапивница, Желтушка, Голубянка,Пестрянка ,Лимонница слайд с баб.)
У: Наблюдая за природой, можно узнать многие её секреты. Послушайте, что нам расскажет бабочка
Бабочка: (сл.№9)
Я бабочка – красавица,
Крылья голубые,
И разве вам не нравятся
Глаза мои большие?
От восхода до заката
Я летаю на лугу. Мосина. Е.
И ловить меня не надо,
Потому что не смогу:
Опылять ромашки, розы,
Землянику с лебедой.
Это значит для природы
Обернётся всё бедой!
У: О какой беде рассказала нам бабочка?
Д: Если погибнут бабочки, то погибнут цветы и другие растения.
У: Почему бабочки не могут жить без цветов?
Д: Они питаются нектаром.
Нектар – сладкий сок, выделяемый цветами медоносных растений.
У: Почему цветы не могут жить без бабочек?
Д: Потому что бабочки их опыляют. Без этого у цветов не будет плодов и семян.
У: А хотите убедиться, правильно ли мы думаем? Тогда прочитаем интересные факты, с которыми нас хочет познакомить Мудрая Черепаха.(слайд №10) и учеб.с 47
Читает учитель!!!
У: Кто догадался, каким будет ответ на наш главный вопрос: не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
Д: Они не могут жить друг без друга.
4. Физкультминутка ( видео сл.№11)
5.
У: Продолжаем работу. Рассмотрите рисунки на странице учебника 46. Оцените поведение детей на 1 рисунке. (слайд №12 с рисунками учебника)
У:Правильно ли ведут себя дети?
У:Что они не знают?
Д:Они не знают правила поведения на лугу.
У: Что делают дети на рисунке справа?
Д: Фотографируют бабочек, стрекоз, рисуют, любуются лугом.
У: Давайте попробуем объяснить детям с 1 рисунка ,как нужно вести себя на лугу.
Приём «Думай на ногах» (по классу разложены, развешаны картинки)
На лугу запрещается: 2ряд собирает картинки по классу ,что запрещается делать на лугу
-рвать цветы
-ловить бабочек
-оставлять мусор.
На лугу разрешается: 3 ряд собирает картинки по классу, что разрешается делать на лугу
-наблюдать
-рисовать
-фотографировать.
У:Первый ряд ,рассмотрев эти 2картинки в учебнике составляет памятку Как нужно вести себя на лугу.
У: Прочитаем и запомним, как нужно вести себя на лугу.
Нельзя рвать цветы на лугу.(сл.№13)
Нельзя ловить бабочек.
Нельзя оставлять после себя мусор.
Букеты можно составлять только из садовых растений.(которые вырастили люди)
У: Наш урок приближается к завершению Пора подводить итоги. Вернемся к учебным задачам.
-Приведите примеры цветов и бабочек луга.
Д:(ромашка,одуванчик,василек, колокольчик, Желтушка,Лимонница,Голубянка,Пестрянка,)
-Какие правила поведения в природе мы будем соблюдать?
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек.
Рефлексия.
У:А сейчас мы с вами оценим свои достижения на уроке с помощью бабочек(на парте лежат, бабочки разного цвета)
Желтая бабочка -я все понял на уроке и мне было интересно
Зеленая бабочка-я все понял на уроке, но допустил ошибку
Красная бабочка — я ничего не понял на уроке.
Молодцы! Теперь давайте украсим наш луг и цветы бабочками!(ученики приклеивают выбранных бабочек ,на плакат - где изображён луг)
У: каким теперь стал наш луг? (сл.№14)
Д:(красочным и ярким)
У: Вот теперь я спокойна за наш луг.