Проверь подлинность!

Автор: Глумова Ольга Николаевна

Должность: учитель географии

Город/Населенный пункт: Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Бескарагайский район, с.Канонерка

Дата публикации: 16.05.2020


"Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации и ЕНТ по географии"

Приемы и методы работы с учащимися в подготовке к ЕНТ

Подготовка к ЕНТ – дело ни одного дня и даже ни одного 11 класса. Работу по подготовке учащихся надо вести на протяжении всех лет обучения географии. Сокращение часов на изучение предмета не способствует улучшению географического образования, поэтому надо использовать такие методы обучения, которые позволят развить интерес и познавательную активность, помогут подготовиться к сдаче экзамена. Высокий балл, полученный на ЕНТ, многократно повышает вероятность поступления в желаемый ВУЗ. Максимально подготовиться к сдаче единого национального тестирования  и итоговой аттестации (гос. экзамены) по географии возможно на уроках и во внеурочной деятельности по географии.

Трудности, которые испытывают учащиеся при подготовке к ЕНТ по географии

Предмет география для ЕНТ кажется легким, особенно, если сравнивать его с физикой, математикой, химией, однако при тестировании учащиеся испытывают затруднения, которые связаны со следующим:

  1. Большой объем информации, вопросы на ЕНТ охватывают материал по географии за 6-11 классы. То, что изучалось в средних классах школы, уже позабылось и теперь этот материал нужно прорабатывать заново.
  2. Многие вопросы на ЕНТ с использованием географической карты, однако, многие учащиеся слабо ею владеют
  3. Много вопросов на ЕНТ мелких, которые слабо освещены в учебниках, а поскольку учащиеся часто готовятся по тестам, а не ориентированы на изучение теоретического материала, то незначительные изменения в вопросах вызывают затруднения.

Что нужно учитывать, чтобы хорошо подготовиться к ЕНТ по географии?

Учитывать нужно специфику предмета, основным пособием при подготовке является учебник. В Программе по географии перечислен перечень тем, на базе которых составляются вопросы Национального тестирования. Изучение нового материала нужно начинать с выделения главного, того, что нужно понять и запомнить.

Большое внимание нужно уделить географической номенклатуре. Это позволит выучить большой объем географических названий, прочно закрепить их в памяти, изучив правильное написание, а также нужно запомнить, где эти объекты располагаются.

Статистический материал

В процессе подготовки к ЕНТ используйте статистический материал, тщательно собирайте цифровые показатели, заносите их в таблицы, стройте графики, диаграммы. Это поможет вам запомнить многие научные понятия социальной и экономической географии. А также вам будет легче запомнить некоторые ключевые цифры:

Знание карт — один из ключевых моментов на ЕНТ

Еще в самом начале курса географии, в шестом классе, школьники учатся навыкам читать и понимать карту. Для того, чтобы хорошо сдать ЕНТ  по географии, вы должны отлично читать, понимать и знать карту. Читать и понимать карту — это значит  уметь сопоставлять картографические изображения с действительным. Это значить нужно, знать какие есть виды карт, какие используются в них условные обозначения. При подготовке к ЕНТ по географии особенно важно продвинуться в этом вопросе на следующий уровень — знания карт, т.е умения по памяти представлять изображенные на ней объекты.

И проверка знаний— важный этап при подготовке к ЕНТ по географии

Безусловно, как и по любому предмету, при подготовке к ЕНТ по географии необходимо периодически проверять свои знания. Очень удобно тестироваться после каждой темы, так вы будете уверены, что ваши усилия имеют результат.

За годы  преподавания у меня собран целый банк тестовых заданий по разным темам и классам. По завершению изучения темы,  обучающиеся обязательно выполняют итоговую тестовую работу. Я считаю, что умение выполнять тесты, умение ориентироваться в тексте позволяют обучающимся применять полученные навыки и на других предметах.

Сейчас есть много специализированных сайтов, позволяющих вести подготовку к экзаменам, решая задания в реальном времени и даже с разбором правильных ответов. Работа с интернет ресурсами позволяет отрабатывать отдельные задания многократно, закрепляя навыки. Дает возможность самостоятельно проходить тестирование в удобное для обучающегося время, проверяя правильность выполнения задания сразу после прохождения тестирования. На сайте можно узнать набранные баллы, а преподавателю самому составлять тесты. Я считаю, что использование интернет ресурсов в сочетании с урочной и внеурочной системой подготовки позволит обучающимся более качественно подготовиться к сдаче ЕНТ.

Для того, чтобы информация лучше запоминалась, необходимо развивать память, мышление, логику, внимание

Учитель – вечный ученик своей профессии с постоянной потребностью к самосовершенствованию.

Никаких особых секретов нет: я бы выделила следующее:

  1. Беспрерывная работа учителя над своим самообразование.
  2. Качественная подготовка учителя к урокам и консультациям (с учетом мнения учащегося).
  3. Еженедельное пробное тестирование.
  4. Тематический  анализ ошибок учащихся, выявление тем, на которые допущены ошибки. Проработка данной темы.
  5. Глубоких анализ, мониторинг пробных тестов с выявлением пробелов учащихся.
  6. Работа с учащимися, не ограниченная временем учителя.

Предмет по выбору сдают 2-3-4 ученика, как правило выбирают его не самые сильные ученики. Поэтому для достижения успеха требуется максимальная концентрация сил и учителя, и ученика, и родителя. Я хотела бы поделиться с вами , как я готовлю детей к ЕНТ и гос.аттестации. Я провожу как групповые, так и индивидуальные консультации. А лучше проводить индивидуальные консультации, потому что они дают больше эффекта, чем групповые.  Каждое занятие состоит из двух частей:  теоретической  и практической. Для практических заданий берем задания из сборников для подготовки к ЕНТ прошлых лет, а также самостоятельно созданные тесты по различным темам.

Учащиеся используют справочные материалы, ведут рабочие тетради, в которых прорабатывают тестовые задания, и где допустили ошибки, выполняют контрольно-тренировочные тесты и задания.

И самое главное, учащихся нужно учить работать правильно с тестовыми заданиями.

  1. При работе с тестами ученик не только должен назвать правильный ответ, но и объяснить почему. Часто дети говорят, что интуиция подсказывает.
  2. Часто при чтении вопросов дети невнимательны. Например: какие из перечисленных государств НЕ являются многонациональными?  Часто дети не видят частицу  НЕ и отвечают на вопрос как «многонациональные государства».
  3. Внимательно прочитывать задание, вникнуть в его смысл, потому что в самом задании имеется подсказка.
  4. Найти ответ и еще раз сверить с заданием.
  5. В случае сомнений, отвечать интуитивно.

Обязательно использовать тестовые задания, где 30 или 40 вопросов, чтобы дети видели результаты своего труда.

Нужно чаще подбадривать учащихся, настраивать их на успех.

Я  предлагаю вам вспомнить игру,  в которую, наверное, играли ещё много лет  назад не только мы, но и наши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас  увлекаются этой игрой. Она называется «крестики-нолики» и её условия известны  каждому.

  1. На интерактивной доске нарисована решётка для этой игры – девять  ячеек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс делится на две команды (команда «Крестики» и команда «Нолики»). Для того чтобы игроки имели возможность вписать свой значок в клеточку, нужно правильно ответить  на географические вопросы. Ряд может быть любым – по горизонтали, вертикали, диагонали.

Вопросы:

Что называется атмосферой?

Что такое климат?

Что называется погодой?

Что такое «тропосфера»?

Слой атмосферы, в  котором образуются  облака?

Что такое ветер?

Дать определение «Атмосферное давление».

Назовите причину образования ветра.

Что здесь лишнее: град, туман, снег, дождь, иней, заморозок?

 

2)  Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками. Из опыта работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на  улучшении  психологического  микроклимата на уроке. Именно в группе происходит  обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь то или иное, оценивать свои знания и свои действия.

Качество знаний по географии предполагает не только знание теоретического материала, но и знание карты. Оказывается,  карта имеет четыре основные стороны света – СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Для более быстрого запоминания необходимо  разместить  буквы, обозначающие стороны света. Постоянно приходиться поправлять: «не сверху, а на севере; не снизу, а южнее…».

Использование политических карт:

«Найди лишнее»

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай ( Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).

Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).

Пример 3. Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).

Пример 4. Индонезия, Филиппины, Япония, Алжир, Великобритания (Алжир-  государство расположенное на материке остальные островные государства.

Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.

 

«Ранжированный ряд».

Данный прием проверяет способность групп ранжировать единичные или общие понятия.

Пример. Выстройте данные названия гор от самых низких до самых высоких: Гималаи, Альпы, Кавказ, Анды, Уральские. Кто – то, наоборот, от высоких к низким.

Пример. Выстроите ряд государств по уровню экономического развития или принадлежности к экономической группировке.

 

«Согласен, не согласен»

В паре один из учеников зачитывает список из примерно 10 высказываний, каждое из которых содержит законченную мысль. Мысль может быть как истинной, так и ложной. Второй ученик отвечает на вопросы. Затем они меняются формой работы, после выполнения задания выдается ключ с правильными ответами и проводится взаимооценка.

Пример.

1

Большая часть Южной Америки располагается в Южном полушарии

 

2

Пролив Магеллана находится южнее, чем пролив Дрейка

 

3

Западная часть Южной Америки — равнинная, а на восто­ке материка протянулась огромная горная цепь — Анды

 

4

Высшая точка Южной Америки — гора Аконкагуа — на несколько метров выше 7 км

 

5

Название «Анды» в переводе с языка инков означает «се­ребро»

 

6

В Южной Америке представлены все типы климата, начи­ная с экваториального и заканчивая субантарктическим

 

7

Со стороны Атлантики Южная Америка омывается теплыми течениями, а со стороны Тихого океана — холодными

 

8

Амазонка — самая полноводная река в мире

 

9

На реке Амазонке, на расстоянии более 1 тыс. км от побе­режья Атлантического океана, расположен морской порт

 

10

В южноамериканских саваннах практически нет деревьев

 

 

 

Пример. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ АЗБУКА.

В течение 2 минут каждая команда должна написать как можно больше географических названий, которые начинаются на одну букву.

 

Здоровье человека – одна из острых проблем современной жизни. Успеваемость напрямую зависит от их физического и психического здоровья.

ФИЗМИНУТКА:

«Стороны горизонта».

«Лови ошибку географа».

 

Запоминания по ассоциации.

2) Ассоциации по близости друг к другу — в каком порядке информация запоминается в таком и воспроизводится. Вспоминаем информацию, как бы перебирая чётки. Например, мы легко воспроизведём «каждый охотник желает знать где сидит фазан» (стишок для запоминания порядка расположения цветов радуги). Но сделать то же самое в обратном порядке — архисложная задача. Освоив этот вид ассоциаций, можно запоминать в определённом порядке сотни слов и целые тексты.


 

Таким образом, чтобы лучше запомнить информацию в форме отдельного факта, нужно ассоциировать этот факт с какой-нибудь известной нам информацией.

 

Как запомнить планеты и их порядок.

 

Предположим, что вы не знаете ни одной планеты Солнечной системы, кроме Земли. В этом случае, вам необходимо запоминать планеты в два этапа: сначала названия планет, а затем — порядок расположения планет по мере удаления их от Солнца.

1) Запоминаем названия. Если мы не сильны в мифологии, то названия планет, нам ни о чём не говорят. Поэтому нам нужно слово, обозначающее планету, перевести в понятный нам образ.

Меркурий. Для тех, кто знаком с творчеством Фредди Меркьюри, проблем с запоминанием этой планеты не будет. Остальным нужно подобрать созвучные слова. Напрмер, МЕРтвец КУРИт, МЕРин и КУРИца. Представляем планету, по которой бродят мертвецы и абсолютно все курят. Или по планете галопом скачут мерины, а ими управляют курицы.

Венера. Вся планету уставлена статуями Венеры Милосской (эту безрукую красавицу знают абсолютно все).

Марс. Все горы на планете сложены из батончиков «Марс».

Юпитер. На этой планете живут только мотоциклы «Юпитер». Кроме того, юпитер — это мощный осветительный прибор, который используют во время видеосъёмок. Для незнакомых с техникой: «Юпи» (сухой сок) + «ТЕРмос» и т.п. Или самый простой вариант: представить что Питер (Санкт– Петербург) переехал на отдельную планету Солнечной системы.

Сатурн: САбельный ТУРНир, САхарный ТУРНепс, САТана в УРНе и т.д.

Уран: УРАвНение, Удод с РАНцем.

Нептун. Бога морей и океанов Нептуна с трезубцем знают даже маленькие дети.

Плутон из числа планет Солнечной системы уже исключили, поэтому запоминать его не обязательно.

 

2) В том случае, если названия всех планет Солнечной системы нам известны, их расположение в порядке удаления от Солнца можно запомнить по начальным буквам, составив фразу на подобие «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (так мы запоминаем порядок цветов в радуге).

Но следует обратить внимание на то, что две планеты начинаются с буквы «М». В Интернете существует множество уже готовых фраз, но они составлены без учета этой важной мелочи. Более правильно для Меркурия подобрать слово, которое начинается на «ме», например, «медведь», а для Марса — на «ма», например, «малина».

Получается вот такая фраза:

Медведь Выходит За Малиной —

Юннат Сумел Удрать Низиной.

Начальная буква каждого слова — это начальная буква соответствующей планеты. Тем, кому неизвестно, кто такой «юннат», можно использовать термин «юрист».

Запомнив этот стишок, вы сможете в любое время воспроизвести все планеты Солнечной системы в порядке их удаления от Солнца.

 

Запомнить стороны горизонта СЕВЕР-сверху

ЗАПАД-заходи, ВОСТОК-выходи,

Как запомнить термины ШИРОТА –по ширине, ДОЛГОТА –по длине

Целесообразность занятий с одноклассниками

Слабому ученику полезно заниматься вместе с сильными, освоить приемы работы и привычки. И сильному полезно.

Во-первых, обучая, учимся сами; во-вторых, сразу станут видны пробелы в знаниях.

Но не годится обращаться к сильным ученикам по поводу и без повода. Не стоит обращаться за помощью, пока не убедитесь совершенно твердо, что встреченные трудности сами не преодолеете. Бывает и так: сильные не столько помогают, сколько демонстрируют свои знания, свое превосходство.

Не отвлекайтесь на посторонние разговоры!

Объяснять материал должен тот, кто хуже его знает, а знающий должен внимательно следить за изложением, чтобы дополнить и уточнить его.

Обратите внимание на информацию:

Мы усваиваем:

10 % прочитанного; 20 % услышанного; 50 % одновременно увиденного и услышанного; 70 % того, что обсуждаем с другими; 80 % того, что познали на 95 % того, что преподаем другим!

“Уча других, мы учимся сами” (Сенека)

 

Помним правило 6 вопросов:

Вам предлагается один из простых, но действенных методов, который поможет Вам усваивать основные идеи различных текстов.

Чтобы освоить этот метод, попробуйте ответить на шесть основных вопросов:

КТО? ЧТО? КОГДА? ПОЧЕМУ? ГДЕ? КАК?

Прочитывайте текст, держа в уме это ШЕСТЬ ВОПРОСОВ. Применяйте постоянно метод шести вопросов.

Какая у вас память?

Многие люди жалуются на "дырявую" память. В наше время, когда на человека постоянно обрушиваются целые потоки информации, особенно важно удержать в голове как можно дольше. Можно ли что-то существенное сделать со своей памятью, заставить ее работать лучше? Для этого надо уметь организовать свою память, структурировать ее.

Методики, позволяющие это делать, были известны с древних времен. Так монахи-доминиканцы еще в 16 веке, обучаясь ораторскому мастерству, использовали для заучивания речи метод "привязки к местности" (“метод мест” в современной психологии). Человек брал знакомый ему до мелочей путь и мысленно проходил по нему, последовательно раскладывая по дороге мысли и идеи, которые должен потом был изложить. Выступая же, он снова мысленно шел этим путем, поднимая разложенные там заранее слова и мысли. К сожалению, в школах, практически не обучают методикам запоминания, используя все тот же метод зубрежки.

Игра «Немая карта».

«Пятый лишний», «Установить соответствие», «Деформированный текст»(прочитай текст, посчитай количество ошибок и подчеркни их:

Творческое задание «Узнай по фотографии» (перед тобой фотографии с изображением разных заповедников. Выбери одну фотографию, на которой, на твой взгляд, изображён Наурзумский заповедник. Свой выбор обоснуй. Ответ начни словами: я думаю, что…(продолжи предложение).

 

-       Какие бы  формы и методы мы не применяли при подготовки к ЕНТ и гос. аттестации, нужен контроль и требовательность со стороны  учителя – предметника. Когда учитель говорит выучить – значит нужно выучить.  Не только понять, а выучить, заучить наизусть.  

Успехов вам, вашим деткам. Пусть наши ученики нас только радуют своими победами и отличными результатами !

 


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.