Проверь подлинность!

Автор: Галашева Вера Александровна

Должность: преподаватель теоретических дисциплин

Город/Населенный пункт: Архангельская область, г. Новодвинск

Дата публикации: 25.04.2020


Интегрированный урок "Русский народный танец"

Методическая  цель:   проведение открытого урока для преподавателей КПК АОИОО

Преподаватели: Галашева В.А. и  Никитина Л.В.

Учебное заведение: МОУ ДО «ДШИ» г. Новодвинск

Дата: 21.01.2020

Предмет:  Музыкальная литература и Народно - сценический танец

ДОП:  предпрофессиональная / общеразвивающая

Аудитория: слушатели курсов

Продолжительность урока: 40 минут

Тема  урока: «Русский народный танец»

Цель  урока: Разностороннее изучение истории русского народного танца, особенностей хоровода, его видов средствами различных учебных дисциплин.

Задачи  урока:

образовательные:

  1. познакомить с историей русского танца;
  2. научить основным видам хоровода
  3. научить правильно, ритмично и выразительно выполнять под музыку движения танца

развивающая:

  1. развивать интерес к культуре русского народного танца.
  2. формировать умение работать в коллективе
  3. развивать чувство ритма, координацию движения

воспитательная:

  1. способствовать более глубокому осознанию и усвоению программного материала
  2. воспитывать трудовую дисциплину, инициативность

Межпредметные связи: две однородные темы различных предметов и разных отделений объединены в одно целое с целью: дать слушателям курсов более глубокие знания в области истории русского народного танца, особенностей хоровода, его видов

«Музыкальная литература» 4 класс фортепианное и народное отделения - тема: 3.3«Марш, танец»

«Народно – сценический танец» 3 класс хореографическое отделение - тема: «Элементы русского народного и народно – сценического танца»

Тип  урока: интегрированный урок формирования знаний, умений и навыков

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, дедуктивный, репродуктивный

Материально-техническое оснащение:

  1. Музыкальный инструмент – фортепьяно
  2. Мультимедийный проектор и компьютер;
  3. Музыкальный центр

Материалы и инструменты преподавателей: план урока, слайды, музыкальные произведения в записи

Материалы и инструменты учащихся: коврики для упражнений, скамейки для сидения.

Репертуарный  список:

  1. Русская народная песня «Как у наших у ворот» - разминка у станка
  2. Е.Родыгин «Белым снегом» - хоровод
  3. Хоровод «Лебедушка» - видео
  4. Хоровод «Березка» - видео
  5. Хоровод «Цепочка»
  6. Народный танец на поклон - на поклон

План урока

  1. Организационный момент- 1 минута
  2. Мотивация предстоящей учебной деятельности –  5 минут
  3. Актуализация знаний по теме урока – 3 минуты
  4. Применение знаний. Закрепление пройденного материала, выполнение практической работы – 28 минут
  5. Заключительная часть. Подведение итогов по проделанной работе – 3 минуты

Ход   урока:

  1. Организационный  момент - 1мин.

Слушатели курсов встают у станка.

Галашева В.А.

Здравствуйте! Я очень рада встрече с вами. Сегодня необычный урок. Я, Галашева В.А., преподаватель теоретических дисциплин и Никитина Л.В., преподаватель класса хореографии провели в декабре 2019 года открытый интегрированный урок для учащихся разных отделений (музыкального и хореографического) 4 классов нашей школы. Сегодня мы хотим поделиться опытом проведения интегрированных занятий с вами. Итак, представьте себя учениками.

Так получилось, что столь разные искусства как хореография и музыка сегодня соединились в единое целое, т.к. их объединила общая тема - русский народный танец. Я уверена, что сегодняшний урок принесёт вам много нового, интересного и неожиданного. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в прошлое – в мир русского народного танца.

  1. Мотивация предстоящей учебной деятельности - 5 минут

Ну а для того, чтобы подготовиться к пути, давайте приведем себя в форму и немножечко разогреемся. В пути нас ждет немало приятных трудностей, а чтобы их преодолеть, нужно обязательно сделать маленькую разминку, которую проведет с вами учитель хореографии Никитина Л.В.. Итак, вперёд.

Слушатели курсов встают на разминку у станка. Практическая деятельность, разминка:

Разминка у станка:

1.Releve (подъем на полупальцы) по 6 позиции 8 раз (4 такта)

На счет «и» - подъем на полупальцы по 6 позиции

На счет «раз» – опускание на обе ступни по 6 позиции

На счет «и два » и следующие три такта повторяем  движение на счет «и раз»

2.Поочередное releve (подъем на полупальцы) по 6 позиции 8 раз (4 такта)

На счет «и» - подъем на полупальцы по 6 позиции

На счет «раз» – левая пятка опускается на пол, правая остается на носочке

На счет «и» - подъем на полупальцы по 6 позиции

На счет «два» – правая пятка опускается на пол, левая остается на носочке

Следующие три такта повторяем  движения на счет «и раз и два »

3. Перекаты с полупальцев на пятки 8 раз (8 тактов)

На счет «раз и» - подъем на полупальцы по 6 позиции

На счет «два и» - перекат на пятки по 6 позиции

Следующие семь тактов повторяем  движения на счет « раз и два и »

По кругу:

1.Разогрев коленей (8 тактов)

А)На счет «раз и» - ноги в 6 позиции, ладонями по коленям  делаем круговое движение  вправо

На счет «два и » и следующий такт повторяем  движение на счет «раз и»

Б)На счет «раз и» - ноги в 6 позиции, ладонями по коленям  делаем круговое движение  влево

На счет «два и » и следующий такт повторяем  движение на счет «раз и »

В)На счет «раз и» - ноги в 6 позиции, коленями делаем круговое движение  вправо

На счет «два и » и следующий такт повторяем  движение на счет «раз и»

Г) На счет «раз и» - ноги в 6 позиции, коленями делаем круговое движение  влево

На счет «два и » и следующий такт повторяем  движение на счет «раз и»

3.   Актуализация знаний по теме урока - 3 минуты

Галашева В.А.

А теперь, я думаю, самое время познакомиться с русским народным творчеством поближе. Усаживайтесь поудобнее на скамейки.

Презентация.

1 слайд. Танец – душа народа. Хореография – такой вид искусства, что мы без слов должны доносить до зрителя те ощущения, настроение которые мы ощущаем в данное время. Когда в песне всё это можно сказать словами.

Русский танец является одним из наиболее древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека.

2 слайд. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.). В танце народ передаёт свои чувства, мысли, настроение, отношение к жизненным явлениям.

3 слайд. Русский танец всегда был тесно связан с бытом, обрядами и обычаями (рождение, свадьба, игры и т.п.) Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь.

Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

4 слайд. Хоровод – массовое народное действо, объединяющее большое количество людей, непременная часть весенних и летних гуляний и больших празднеств, в котором могли принять участие все желающие, не профессиональные музыканты, а простые люди.

Видео «Хоровод «Лебедушка». 0.54 -1.54

Обычно исполнялась хороводная песня. Участники гулянья, взявшись за руки, двигались по кругу в такт музыке и пели.

Движения им подсказывал текст песни. Например

«Заинька, попляши

Серенький поскачи!»

«А мы сеяли, сеяли ленок…»

«Белым снегом» - послушать.

Песни, под которые исполняют хороводы, имеют различное содержание и тематику. По песне определяется тема или содержание хоровода.

Самые распространенные хороводные песни: «Березка», «А мы сеяли, сеяли ленок», «Вейся, вейся капустка», «Выйду ль я на реченьку». Движение хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного содержания песни, сопровождающий хоровод. Содержание это влияет на построение хоровода, позволяя отнести его к тому или иному виду.

Как вы думаете, в наше время на каких-нибудь праздниках исполняются хороводы?

5 слайд. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все-таки наиболее типичной, начальной формой построения является круг.

6 слайд .Часто можно встретить двойной круг - круг в круге.

7 слайд. Или два круга рядом. 

8 слайд. Но движения хоровода не ограничиваются круговым рисунком.

9 слайд. Есть и орнаментальные хороводы, выводящие рисунки.

10 слайд. И игровые хороводы.

Но любой вид хоровода будет исполняться под медленный темп. Например хоровод «Цепочка» - послушать.

Давайте сейчас вместе с вами попробуем создать свой хоровод, и сделать некоторые основные фигуры.

  1. Применение знаний. Закрепление пройденного материала, выполнение практической работы - 28 минут

Никитина Л.В.

Каждый рисунок в хороводе имеет свое название: например: «круг», «воротца», « «змейка», «полукруг»

(Практическая деятельность, выполнение хороводных рисунков «круг», «змейка», «полукруг», «воротца»)

Хоровод:

Основной шаг:

На каждую восьмую такта делать по одному шагу вперед

1 – 16 такт

 «Змейка»

Слушатели делятся на две группы. Одна группа за руки двигается по заднему плану сцены, другая по переднему плану сцены (рис.1)

17- 20 такт

 «Круг »

Образовав круг, дети двигаются по направлению в центр круга сгибая в локтях руки на верх (рис.2)

21- 24 такт                                                                

 Из круга двигаются по направлению из центра круга опуская в локтях руки вниз (рис.3)

25 – 32 такт

Образовать полукруг, поделиться попалам , поменяться местами (рисунок 5 и 6)

«Воротца»

Стоящие в центре поднимаю руки наверх, крайние за собой ведут остальных,проходя в «ворота » средних

Рисунки хоровода: (представлены в Оригинале)

Галашева В.А.

Молодцы, у нас получились несколько видов хоровода. Какие? (круговой, полукруг, змейка, воротца).

Со временем хороводы стали переносить на сцену и добавлять все более сложные элементы.

Видео «Хоровод «Березка». 3.13 -4.13

Видео «Хоровод «Лебедушка» 6.05 - 7.05

Никитина Л.В.

Сейчас мы с вами попробуем построить более сложный вид хоровода – двойной круговой.

  1. Заключительная часть. Подведение итогов по проделанной работе. Рефлексия - 2 мин.

Галашева В.А.

Вот как много нового узнали вы сегодня на нашем занятии. Я надеюсь,  вам было интересно?

Галашева В.А.

Итак, давайте подведем итоги. Предлагаю проверить свои знания и ответить на вопросы: слайды 12-16.

Никитина Л.В.

А завершает наш необычный урок, как всегда, поклон.


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.