Автор: Оксана Николаевна Ушакова
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Город/Населенный пункт: г. Кострома
Дата публикации: 14.04.2020
А.А. Блок (1880 - 1921). Образ России в лирике Блока.
Дисциплина: Литература
Преподаватель: указать Ф.И.О. преподавателя
Электронная почта: указать адрес электронной почты, куда будут отправлять студенты задания, выполненные дистанционно
Форма отчёта для студента:
Прочитайте учебный материал. Выполните задания в рабочей тетради по литературе. Сделайте фото выполненной работы и прикрепите его к электронному письму. В теме письма укажите: свою фамилию, имя, номер группы, название предмета, тему урока.
Срок выполнения: преподаватель определят самостоятельно
Тема: Александр Александрович Блок (1880 - 1921). Краткий очерк жизни и творчества. Образ России в лирике Блока.
Цели: Изучение творческого пути А. Блока; совершенствование навыков анализа лирического произведения (на примере стихотворения А. Блока «Россия»).
Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь
А. Блок
Задания:
- Запишите тему и эпиграф урока в тетрадь.
- Оформите краткие записи в тетрадь следующей учебной информации:
А. А. Блок – одно из ключевых имен в русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию 20 века, соединив русскую классику и новое искусство.
Дата | Событие |
28 ноября 1880 | Родился в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Отец – профессор Варшавского ун-та, мать-переводчица, дочь ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова. |
1889 | Учеба в Веденской гимназии. |
1898 - 1906 | Поступает в Петербургский университет на юридический факультет |
1903 | Женитьба на Л. Менделевой |
1904-1905 | Сб. «Стихи о Прекрасной Даме» |
1906 | Пьесы «Балаганчик», «Король на площади» |
1907 | Сборник стихов «Нечаянная радость», пьеса «Незнакомка» |
1908 | Сборник стихов «Земля в снегу» |
1909 | Путешествие в Италию, Германию, сборник стихов «Возмездие» |
1915 | Поэма «Соловьиный сад» |
1916 | Призван в армию в инженерно-строительные войска, там же встретил Первую Мировую войну |
1917 | Революцию принял. Работает в комиссии, которая расследует деятельность царских министров |
1918 | Поэмы «Двенадцать», «Скифы» |
1919-1921 | Член гос.комиссии по издательству классиков, член коллегии издательства «Всемирная литературара», публицист, критик, руководитель драм. Кружка. Статьи «Интеллигенция и революция», «Крушение гуманизма», «О назначении поэта» |
7 августа 1921 | Смерть |
- Образ России в лирике Блока
Прочитайте материал пункта «... Моя тема, тема о России» из учебника «Русский язык и литература. Литература. 11 класс. В 2-х ч. Ч 1 / под ред. В.П. Журавлева. ‒ М., 2014», страницы 221-223. (Учебник в формате ПДФ). Оформите краткие записи в тетрадь полученной учебной информации.
- Прочитайте выразительно стихотворение А. Блока «Россия» (1908).
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею,
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну, что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
18 октября 1908
ВосприятиеВыполните анализ этого стихотворения по плану:
- Какие чувства вызывает стихотворение?
- Какие ассоциации возникли при прочтении, связанные с основными образами, цветовой и звуковой палитрой?
- Особенности поэтического языка (фонетика, лексика, морфология, синтаксис)
- Анализ (истолкование)
- Тема, идея, лирический герой, логические части
- Выразительно – изобразительные средства
- Оценка поэтического текста
- Место стихотворения в творчестве поэта и литературе того периода
- Мнение критиков и литературоведов о стихотворении
- Вывод (личное восприятие)
Вам в помощь предлагаю речевые клише для написания анализа лирического произведения:
1.
- Когда читаешь стихотворение… испытываешь…
- Создаётся ощущение…
- Слова стихотворения… звучат…., это создаёт… настроение
- …вызывает впечатление….
- Стихотворение пронизано…. настроением
- Настроение меняется на протяжении стихотворения
- В стихотворении мы словно слышим звуки…
- Короткие (длинные) строки подчёркивают…
- Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать…
- С помощью… даёт возможность нам услышать…
2.
- В этом стихотворении поэт обращается к теме…
- …… — стало темой…
- Лирический герой представляется мне…
- Композиционно этот поэтический текст можно разделить…
- Большую роль в реализации авторского замысла играют художественные средства…
- Стихотворение строится на приёме…. (антитезы, олицетворения)
- Типичным для стихотворения являются…. (метафоры…)
- Нельзя не обратить внимание на …
- Используя…, поэт создаёт образ…
3.
- Стихотворение заставляет задуматься…
- Поэт размышляет…
- Стихотворение отражает…
Список литературы:
- Акимов В.М. Сто лет русской литературы. От «серебряного века» до наших дней. ‒ СПб., 1995.
- Обернихина Г.А. Литература: учебник для студенческих средних профессиональных заведений. ‒ М., 2010.
- Русский язык и литература. Литература. 11 класс. В 2-х ч. Ч 1 / под ред. В.П. Журавлева. ‒ М., 2014. ‒ С. 206-237.