Проверь подлинность!

Автор: Смолина Ольга Владимировна

Должность: Преподаватель русского языка и литературы

Город/Населенный пункт: г. Омск

Дата публикации: 12.03.2020


Web-портфолио в системе дистанционного обучения

На современном этапе развития системы образования в России требуется модернизация её структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к организации, содержанию, формам и методам обучения, а также оценке качества образования.

Одной из основных характеристик информационно-образовательной среды, которая позволяет рассматривать её как один из основных факторов развития, является приоритет индивидуальных образовательных потребностей учащегося. Под информационно-образовательной средой (ИОС) следует понимать результат создания участниками образовательного процесса совокупности информационных, методических, технических ресурсов, которые используются для достижения целей обучения и воспитания учащегося.

Каждый студент находится на своей ступени социального, культурного, духовного и образовательного развития. Задача педагога состоит в том, чтобы учащегося, помочь в развитии его индивидуальных способностей на каждом уровне. Помочь в реализации ученического потенциала может одна из современных образовательных технологий – портфолио.

Портфолио (от англ. portfolio – «портфель», «папка», «дело») – собрание, совокупность работ, осуществлённых проектов и т.д. В портфолио учащийся оформляет не только наградные материалы, но и проектные работы, эссе, рефераты, презентации, доклады, а также творческие работы – то есть весь материал, который отражает его индивидуальные образовательные достижения, динамику его личностного и образовательного роста. Другими словами, портфолио – это собрание наглядных примеров развития студента в процессе обучения, демонстрация достижений в разных областях науки.

В настоящее время произошло изменение значения и роли портфолио в учебном процессе, как для ученика, так и для преподавателя. Сейчас метод портфолио является одним из инновационных методов преподавания и оценки результатов обучения. Это современная образовательная технология, позволяющая решать важные задачи:

Портфолио имеет несколько функций, одна из которых – мотивационная. Важнейшая роль принадлежит мотивированию к непосредственному участию в учебной деятельности, а не достижению фактического результата. Все варианты Федерального Государственного Стандарта образования так или иначе отражают основные этапы и направления развития образования, важнейшим критерием которого в настоящее время стало усиление его практической направленности. Важно, чтобы обучающийся не просто «выучил» предмет, а научился практически применять знания в жизни на уровне владений, формировать социальный опыт на основе изученного материала. Достичь этого можно в том числе с помощью грамотной организации работы над портфолио студента в течение всего образовательного процесса.

Работая над портфолио, студент развивает в себе практику «самооценивания», даёт активную оценку своим достижениям, определяет «зону ближайшего развития», то есть ставит перед собой те задачи, которые в будущем он сможет выполнять самостоятельно, без помощи педагога.

Задача педагога на этапе формирования портфолио поддержать образовательные и личностные успехи студента, сделать интересным процесс приобретения знаний, выявить возникающие трудности и помочь с их устранением. Также важно помочь учащемуся в прогнозировании развития специальных компетенций и направить его на их реализацию.

По типу обучения портфолио можно разделить на следующие виды:

  1. Традиционное обучение:
  1. Дистанционное обучение:

Онлайн- или web-портфолио может быть представлено как часть общего сайта курса, или же как собственная веб-страница. Если в учебном заведении отсутствует платформа для создания онлайн-портфолио, то можно предложить следующие Интернет-ресурсы:

успешных проекты для поиска работы и карьерного роста;

Данные сервисы просты в использовании, позволяют размещать материалы бесплатно и дают возможность сделать свои страницы открытыми для других пользователей с целью взаимодействия и обмена опытом.

Портфолио в социальной сети выступает современным инструментом организации дистанционного образовательного процесса, взаимодействия между педагогом и студентом.

В системе дистанционного образования такое портфолио также полезно тем, что педагог имеет возможность оказать консультацию студенту, дистанционно оценить представленные в электронном портфолио работы, дать нужные обучающемуся рекомендации.

Также такой вид портфолио полезно тем, что даёт возможность взаимодействия обучающихся друг с другом, делает процесс дистанционного обучения более увлекательным. Студенты с помощью электронного портфолио могут выполнять групповые проекты, находясь в разных городах; создавать презентации, материалы докладов и представлять их в виде страничек сайтов, доступных для просмотра другим обучающимся, которые могут давать им свою оценку.

Таким образом, веб-портфолио способствует вовлечению в активное взаимодействие друг с другом и преподавателем в ходе изучения дисциплин, даже после окончания учебного заведения, помогает студенту систематизировать накопленный за годы обучения опыт, обобщить свои знания, наметить вектор своего развития в профессии, сферу научных интересов, научиться объективно оценивать себя и свои образовательные и личностные достижения.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования/ Министерство образования и науки РФ, ред. от 17.05.2012.
  2. Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. [Текст] — М.: Знание, 2001.- 96 с.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; N 10).
  3. Брылева В.А., Сафонова О.П. Технология организации и методического сопровождения электронной веб-ориентированной среды для учебного процесса гуманитарного профиля // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 2(22).
  4. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. – Самара, 2004. С. 5
  5. Диденко Т. А., Семёнова Н. А., Рязанцева А. В., Куриленко В. И., Кошевая О. Г., Скокова Л. В. Портфолио как современная образовательная технология и средство мотивации личностного развития // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 195-197.
  6. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. - 2005. - № 3. - С. 45-5
  7. Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 76.
  8. Панюкова С.В. Создание и ведение электронного портфолио в социальной сети 4Portfolio. Материалы XXIII-ой Международной конференции. /Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2012. с. 147- 149.

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.