Автор: Бобровская Татьяна Григорьевна
Должность: Преподаватель
Город/Населенный пункт: Самарская область, г. Жигулёвск
Дата публикации: 12.03.2020
Дистанционные технологии обучения
Дистанционное образование – это образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.
Интерес, который вызвали возможности дистанционного образования в России, весьма парадоксален. Дело в том, что сама форма обучения, когда учащиеся и преподаватели не общаются между собой непосредственно в течение всего учебного курса, хорошо известна в России. Это существующее во многих вузах заочное обучение. Качество и эффективность заочного обучения в современном его виде вызывает серьезные нарекания.
Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.
Популярной технологией является пересылка студентам образовательных контентов (электронных и бумажных учебников, лекционных видео-курсов, видео-семинаров) посредством системы "университетский телепорт - спутник - спутниковая антенна студента - телевизор". Данная технология интерактивна: в режиме реального времени студенты проходят тестирование знаний, консультируются с преподавателями.
Дистанционное образование можно определить как образование, которое характеризуется пятью основными моментами:
- существование обучающего и обучаемого и, как минимум, наличие договоренности между ними;
- пространственная разделенность обучающего и обучаемого;
- пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;
- двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;
- подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.
Следовательно, можно сказать, что дистанционное образование – это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель иучебное заведение), а дистанционное обучение – это процесс получения знаний (за него ответственен студент). Способы получения учебной информации:
- синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и
- асинхронные системы (системы off-line).
Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий студента и преподавателя. Асинхронные системы не требуют одновременного участия студента и преподавателя. Студент сам выбирает время и план занятий. Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.
Преимущества дистанционного обучения:
- место и время обучения студент выбирает сам;
- доступ к учебным материалам с помощью интернет из любой точки нашей страны;
- гибкие сроки обучения;
- учеба не будет мешать работе;
- помогает снизить затраты на проезд к месту обучения и обратно;
- можно проводить обучение большого количества человек.
Недостатки дистанционного образования:
- рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения;
- необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет;
- одной из проблем обучения остается проблема установления личности пользователя при проверке знаний. Невозможно предугадать, кто выполнил работу;
- для дистанционного обучения необходима самодисциплина;
- высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения.
Насколько эффективно и востребовано дистанционное образование?
Ответ на вопрос о том, насколько котируются на российском рынке труда специалисты, получившие дистанционное образование, очевиден. Всем известно, работодатели ценят опытных специалистов – практиков, которые не прерывают свой трудовой стаж на учебу, а образовываются в свободное от работы время.
Дистанционное обучение позволяет получить высшее образование параллельно с работой, расширяет возможности россиян в обучении за рубежом, получении ученых степеней, признанных международным образовательным сообществом. Ну а какой специалист наиболее востребован на современном рынке труда: практик, получивший образование в форме дистанционного обучения в престижном учебном заведении, или теоретик, окончивший очное отделение неизвестного местного вуза - каждый решает сам.
На сегодняшний день посредством дистанционного образования можно:
- получить высшее образование;
- пройти обучение в магистратуре;
- пройти обучение в аспирантуре;
- получить второе высшее образование;
- выучить дистанционно иностранный язык;
- пройти курс обучения по программам МВА;
- поучаствовать в Интернет-тренингах;
- повысить квалификацию на профессиональных курсах;
- получить школьное и среднее образование.
Библиографический список
- Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Издательство МЭСИ, 1999. – 196 с.
- Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие. – СПб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 167 с.
- Иванченко Д. А. Системный анализ дистанционного обучения: монография. – М.: Союз, 2005. – 192 с.
- Калмыков А.А. и др. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию. – М., 2005.
- Лугин В.Г. Формы и методы Дистанционного обучения. Режим доступа http://repetitmaster.ru/forms-and-methods-remote-education.html