Автор: Деревцова Людмила Ивановна
Должность: Преподаватель
Город/Населенный пункт: Омская область, г. Омск
Дата публикации: 12.03.2020
Воспитание патриотизма и гражданственности во внеурочное время
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Патриотическое воспитание студентов — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое и гражданское воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
В современном мире, когда проводится информационная война западными средствами массовой информации, когда оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения молодежи «фейковая» информация в ИНТЕРНЕТЕ, необходимо активизировать работу по воспитанию активной гражданской позиции студентов, научить их ориентироваться в сложном информационном пространстве. Данную задачу выполняют преподаватели при изучении общественных дисциплин, но этого не достаточно. Большую роль в организации работы по патриотическому и гражданскому воспитанию отводится классному руководителю, который не только определяет формы, методы и содержание мероприятий, но и активизирует познавательные способности обучающихся по данным направлениям, акцентирует внимание на актуальных проблемах современной жизни.
2017 год – год 75 –летия крупнейшего мирового события, изменившего ход Второй мировой войны – это Сталинградская битва. В целях углубления знаний студентов по истории Великой Отечественной войны, формирования гордости за подвиги своих предков, за свой народ преподаватель колледжа ОмГМУ в ноябре 2017 года организовал проведение исторического квеста «Герои Сталинграда». В ходе подготовки мероприятия были разработаны задания разного уровня для станций исторического квеста, подготовлены ведущие станций, в соответствии с историческим временем оформлены аудитории. Исторический квест проходил по пяти станциям: «План «Тайфун», «Сталинградская битва – начало», «Герои Сталинграда», «Сталинградская битва – контрнаступление», «Берлинская операция». На каждой станции команды выполняли задания. Данное мероприятие вызвало большой интерес студентов, в ходе которого они получили дополнительные знания по Сталинградской битве, ее героям, а также участники прочувствовали "историческое время".
Большое влияние на формирование мировоззрения студентов оказывают встречи с выпускниками учебных заведений. Одна из таких встреч состоялась между студентами колледжа ОмГМУ и братом выпускника данного учебного заведения в мае 2017 года - «Жизненный подвиг В.А.Некипелова». Валерий Александрович Некипелов (брат выпускника В.А.Некипелова) был приглашен на встречу со студентами колледжа ОмГМУ, посвященную выпускнику «Омского военно-медицинского училища им. Н.А.Щорса» Некипелова Виктора Александровича. Студенты колледжа подготовили стихи, читали прозу автора В.А.Некипелова. Главным итогом встречи стало: неформальное общение студентов с братом выпускника, студенты больше узнали о правозащитном движении в Советском Союзе, так как В.А.Некипелов был членом Московской Хельсинской группы, а также автором повести «Институт дураков», в которой описал свое пребывание в институте им. Н.В. Склифосовского и в советских «застенках».
В колледже ежегодно проводятся мероприятия по реконструкции важных исторических событий. В декабре 2017 года реконструированы события русско-японской войны 1904-1905 года – подвиг крейсера «Варяг». Данное событие в российской истории в школьных учебниках освящено кратко, поэтому студенты имеют не полное представление о подвигах моряков и офицеров этой войны. Накануне реконструкции преподаватель готовит группу волонтеров, которые отбирают исторический материал, создают мультимедийную презентацию по теме «Подвиг крейсера «Варяг», а затем в форме живого журнала рассказывают слушателям о данном событии. Такая форма работы помогает расширить представления студентов о подвиге и героизме; формировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как чувство долга, патриотизм; способствовать развитию критического мышления; формировать активную жизненную позицию; способствовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Отечеству.
Большую роль в воспитании молодежи играют музеи учебных заведений. В колледже ОмГМУ работает Музей истории колледжа. Преподаватель истории традиционно знакомит студентов первых курсов с историей своего учебного заведения в форме экскурсий, бесед. В ходе экскурсий особый акцент делается на деятельности выпускников и преподавателей учебного заведения, которые сражались на фронтах Великой Отечественной войны, это: Соболевский А.П., Бегоулев Б.П., Бирцев И.Ф., Быковский В.И.Коляда В.А., Ганжа Л. и другие, а также на вкладе курсантов и преподавателей «Омского военно-медицинского училища им. Н.А.Щорса» в Великую Победу. Студенты знакомятся с музейными экспонатами, связанными с участниками Великой Отечественной войны: гимнастерки, пилотки, фотографии и др. В музее происходит обучение и воспитание, пропаганда знаний об истории, которая ведется на основе подлинных памятников. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Это обстоятельство особенно важно, так как студенты, вступающие в жизнь нуждаются в получении не только аргументированных, но и эмоционально выразительных сведений.
Организация гражданско – патриотического воспитания студентов – это путь к духовному возрождению социального общества, будущих поколений страны, восстановлению величия нашего Отечества.