Автор: Варяница Галина Николаевна
Должность: Преподаватель
Город/Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти
Дата публикации: 12.03.2020
Дистанционное обучение: характерные черты и мотивация
В настоящее время происходит переход от индустриального к информационному обществу. В информационном обществе существенным образом изменяется стратегия образования, причем важнейшей его чертой является широкое использование информационных технологий. В связи с этим появилась потребность в дистанционном виде обучения, который характеризуется большой гибкостью.
Дистанционное обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. При таком виде обучения у людей, которые обременены семейными и деловыми заботами и не имеют возможности посещать традиционные очные занятия появляется шанс получить качественные услуги по обучению. Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению, к его самым различным формам, необходимым на протяжении всей жизни человека. Дистанционная форма обучения все увереннее заявляет о себе. Давно просчитано, что экономически это более выгодная форма обучения по сравнению с очной формой. Это и более демократичная форма обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности, дополнить свое образование новыми областями знаний.
Характерные черты дистанционного обучения:
- гибкость — обучаемые в системе дистанционного образования работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе, где каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых экзаменов по выбранным курсам. Ход учебного процесса можно приспосабливать к индивидуальным особенностям обучаемого, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию и давая возможность обучаться в удобное время;
- модульность — каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебную программу по индивидуальным и групповым потребностям; преподаватель в дистанционном обучении — это координатор познавательной деятельности обучающегося и менеджер его учебного процесса. Модульное обучение – это такая инструментальная форма организации учебного процесса, когда учащиеся работают с учебной программой, составленной из обучающих модулей, в режиме активного самообразования по вариативным или индивидуальным образовательным маршрутам. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения и позволяет организовать процесс саморазвития и самообучения, регулировать темп обучения и содержание учебного материала. Информационный учебный материал в модульном обучении организован в виде четкой иерархической структуры и предоставляется учащимся во всех возможных кодах: графическом, числовом, символическом и словесном. На этом фундаменте формируется целостное системное восприятие учебной информации. В модульном курсе должна быть организована инструментальная обучающая среда, включающая в себя набор информационно-методических материалов и интерактивных учебных моделей для организации самостоятельных учебных действий. При этом информационное обучающее гиперпространство является посредником между преподавателем и учеником. Такая учебная среда моделирует деятельность педагога и при этом обеспечивает возможность организации учебного процесса в режиме самообучения, саморазвития, самоорганизации. Навыки самообразования и самостоятельной работы с различными источниками информации в интерактивной учебной среде являются основой для развития способностей к обучению. Такое обучение построено на самомотивации, является развивающим и формирует у учащегося навыки самоуправления учебной деятельностью. Поэтому универсальные учебные действия максимально эффективно и быстро формируются у учащихся именно в модульной образовательной среде;
- специализированный контроль качества обучения — используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам. диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Дидактические тесты являются сравнительно новым методом проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) Сама форма дистанционного обучения значительно усложняет полноценный контроль знаний из-за удаленности в пространстве, а иногда даже и во времени обучающегося и преподавателя. Проблема осуществления контроля является одной из наиболее сложных методических проблем дистанционного образования. Суть проблемы заключается, прежде всего, в необходимости точно идентифицировать учащегося и соблюсти необходимые формальности в соответствии с действующими в данное время требованиями Министерства образования РФ. В дистанционной форме, проблема контроля учебной деятельности учащихся становится одной из ключевых при проектировании учебных курсов и их внедрении. При дистанционном обучении принимают специальные меры для обеспечения достоверности данных осуществляемого контроля. В качестве примера можно привести новую технологию представления отчетных материалов - образовательный веб-квест. проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March (http://ozline.com/entry)Веб-квест (webquest) в педагогике. По сравнению с такими заданиями на основе ресурсов интернета как тематический список ссылок (Hotlist), мультимедийный альбом (Multimedia Scrapbook), поиск сокровищ (Treasure/Scavenger Hunt) и коллекция примеров (Subject Sampler) веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы;
- специализированные технологии и средства обучения — это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний, которые аккумулируются в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов. Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения. Кроме компьютеров, которые дают возможность смоделировать многие процессы и тем самым позволяет на практике реализовать знания учащихся, это: цифровые проекторы - для отображения компьютерной информации и видео; проекционные экраны - разнообразных моделей; оверхед-проекторы; слайд-проекторы; копи-доски - для тиражирования записанного на доске; интерактивные доски - возможность прямо на доске изменять демонстрационные электронные материалы; документ-камеры - настольные видеокамеры для демонстрации объектов и слайдов с помощью цифрового проектора; видеоконференционные системы - для эффективного общения на расстоянии; маркерные и текстильные доски; проекционные столики и т.д. Достижение новых технологий - интерактивная доска, обогатившись своими расширениями, стала отвечать на запрос более активного взаимодействия. Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и потрясающе легка в управлении.
Мотивация
Первый способ повышения мотивации это — привлечение внимания пользователя к курсу. Мы должны завладеть первоначальным вниманием обучаемого и удержать это внимание на протяжении всего курса. Если с первой задачей справиться достаточно легко, то вторая задача далеко не так проста. Спасти от скуки и эффекта «засыпания» может разнообразие типов контента: иллюстрированные слайды со ссылками на всплывающие окна, по которым пользователь может «кликать», аудио, видео, флеш-анимация, интерактивные диаграммы и игры.
Подача учебного материала важна не меньше, чем метод его доставки. Важно заинтриговать обучаемого, «зацепить» его, привлечь его внимание нестандартными, спорными, возможно даже парадоксальными идеями. Очень облегчают восприятие сложной информации юмор и неформальный (в меру) стиль изложения.Большое значение в дистанционном обучении имеет мотивация. Именно мотивация к получению действительно прочных знаний является движущей силой для дистанционного обучения.
Список использованной литературы
1. Глазунов А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация и обработка результатов / А.Т. Глазунов. - М.: Издательский центр АПО, 2016.