Проверь подлинность!

Автор: Самойлова Елена Ивановна

Должность: Преподаватель факультета Довузовской подготовки ОмГПУ

Город/Населенный пункт: Омская область, город Омск

Дата публикации: 12.03.2020


Возможности дистанционного обучения в предпрофессиональном и профессиональном художественном образовании

Современное художественное образование опирается на научные основы обучения, заложенные еще в эпоху Возрождения. Альберти, Дюрер, Да Винчи, самые значимые художники - педагоги того времени,  отмечали, что оно должно основываться на  рисовании с натуры, при этом моделью должен служить сам предмет в окружающем его пространстве, а не изображение предмета. Обучение должно сопровождаться наглядностью, личным показом учителя при объяснении, сопровождаться поправкой ошибок. В обучении реалистичному изображению важнейшей является работа по преодолению двумерности листа через передачу объема предмета. Как и в эпоху Возрождения, обучение реалистичному рисунку и живописи опирается на научные знания перспективы, анатомии, законов природы. Таким образом, традиционные устоявшиеся формы процесса обучения изобразительному искусству находятся в некотором противоречии с новыми свойствами образования, меняющегося в результате информатизации общества.

Дистанционное обучение в современном обществе становится необходимостью, позволяющей преодолевать расстояния, экономить время. Развивается благодаря  мультимедийным технологиям и интерактивным возможностям. Наиболее эффективными в данном случае становятся: теоретическая подача материала через возможность прослушать лекцию, просмотреть визуальный ряд, видео, ознакомиться со списком рекомендуемой к самостоятельному изучению литературы, выполнение интерактивных заданий, тестирование, опрос и даже дискуссия. Специфика художественного образования заключается в том, что даже при наличии "живой" связи учащегося с преподавателем процесс усвоения знаний на практике и выработка навыка довольно сложный, продолжительный процесс,  требующий присутствия в одном пространстве, обусловленный наличием учебной постановки в этом пространстве и работой над ней. В обучении изобразительному искусству важны не только вербальный компонент коммуникации и визуальное восприятие, но и кинестетический аспект, полисенсорное восприятие. Особенно это проявлено в работе над конструктивным рисунком сложных объектов, например, в работе над портретом, в рисунке гипсовой головы и т.д. В этом случае идет формирование пространственного мышления  путем анализа сложных рельефов изображаемой модели не только через визуальное восприятие с разных точек зрения, но и возникает необходимость кинестетического восприятия. Сложные гипсовые формы, зачастую, приходится анализировать с помощью рук. И такой опыт в образовательном процессе для учащегося очень желателен, т.к. раскрывает большее понимание конструкции, формирует точность в подходе к изобразительной деятельности. Тонкое цветовое восприятие в живописи также формируется при работе с натуры. Здесь важно, чтобы педагог и ученик находились в одном пространстве, смотрели на одну модель без участия каких- либо "посредников" в виде камер и мониторов, искажающих данное восприятие. В академическом изобразительном искусстве, как в рисунке, так и в живописи, мы выходим на трехмерное изображение, а картинка на экране двумерна, поэтому существует необходимость  работы с исходным, оригинальным материалом, моделью. Таким образом, дистанционное обучение  изобразительному искусству не вполне эффективно. Тем не менее, следует понять полноту возможностей дистанционного обучения и применять их, соответствуя требованиям времени. Большие перспективы  открываются в обучении композиции, как более интеллектуальной и творческой работе, и раскрывающейся преимущественно в самостоятельной мыслительной деятельности, поисковой работе, опирающейся на опыт, художественный вкус, специальные и общие знания, внутренние ориентиры учащегося. Теоретический материал, хорошо иллюстрированный и снабженный интерактивными возможностями, а также демонстрирование вариантов составления композиции с обсуждением полученных эффектов -  прекрасный вариант для дистанционного объяснения, а также  усвоения законов и принципов композиции. Хорошо зарекомендовала себя программа для интерактивных досок SMART Notebook, которую возможно также использовать и на ПК, как достойный инструмент для освоения композиционных приемов, познания их действия на вполне осязаемых примерах при самостоятельном выстраивании вариантов композиции, перемещая объекты в поле листа из заранее подобранного педагогом «банка-хранилища» объектов. Таким образом, задание может звучать таким образом: «Составь симметричную (или асимметричную) композицию, уравновесь композицию и т.д». Более творческое задание, тренирующее большое количество композиционных знаний, может звучать так: «Создай тематический натюрморт «Стол музыканта», «Завтрак на даче». Сначала нужно выбрать из предлагаемого «банка» фон и разместить его на листе путем перетаскивая и растягивания на существующий электронный формат «листа». Вторым этапом разместить на фоне натюрморта предметы, также перетаскивая и располагая их поверх уже установленного фона. Предметы можно увеличивать, уменьшать, поворачивать, менять плановость. Таким образом, учащийся может опробовать варианты и довольно быстро найти самую выразительную композицию, не забывая также и о колористическом решении, подобрать к цвету фона предметы, которые гармонично впишутся в него.

Глобальная информатизация привела к изменению мышления людей. Современным педагогам следует учитывать феномен «клипового мышления», который является следствием возросшего количества информации, ускорения темпов жизни, увеличения количества дел, которыми человек занимается одновременно. Язык образов и жестов значительно более древний, чем язык букв и цифр, поэтому визуальная информация воспринимается легче. Образ дает больше информации в единицу времени, его восприятие часто бывает одномоментным и хорошо запоминается. Наглядный метод в обучении изобразительному искусству традиционно предполагает применение большого количества наглядных пособий. Учитывая современный когнитивный стиль (наиболее часто встречающийся на данный момент дифференциальный стиль познания), учебный материал должен быть конкретным, компактным, образным. Структурировать информацию нужно в виде клипов (картинок, слайдов), формат изложения должен быть ориентирован на наглядность с понятными образными, запоминающимися формулировками. Рекомендуются узко-тематические видеоролики, наглядные примеры, эксперименты, мастерклассы. Все эти рекомендации могут быть эффективно реализованы через технические возможности дистанционного обучения.   Несомненно, дистанционная образовательная деятельность педагога требует от него огромной подготовительной работы и технической компетенции, возрастает также и роль учащегося в процессе обучения, от которого требуется все больше самостоятельности, инициативы, способности ориентироваться в новых условиях, проявлять интеллектуальную активность, самоорганизацию и самосовершенствование. Данные условия отражают один из основных приоритетов  современного образования – формирование  творческой личности.

Список литературы

1. Гениятова Е.В.; Панькова Н.М. Современные тенденции формирования творческой личности в образовательном процессе //Современные проблемы науки и образования. -2012.- №6

2. Ивахнова Л.А.Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства. –Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. -116с.

3. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Науковедение. – 2014. - №5


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.