Проверь подлинность!

Автор: Черных Ирина Александровна

Должность: Заместитель директора по научно-методической работе

Город/Населенный пункт: Кемеровская область, Прокопьевский район, п. Школьный

Дата публикации: 12.03.2020


Механизм внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс ГПОУ ПАК

Развитие электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в настоящее время является одним из перспективных направлений совершенствования профессионального образования. Приоритеты развития данного направления отражены в ключевых нормативно-правовых актах и программных документах, касающихся сферы образования РФ.

Опыт применения электронного обучения с элементами дистанционных образовательных технологий, на базе обучающей платформы Moodle в Прокопьевском аграрном колледже, используется с 2017 года. Именно он лег в основу управленческого проекта «Разработка механизма внедрения ЭО и ДОТ в ПОО на примере образовательной программы специальности Ветеринария очно-заочной формы обучения». Управленческий проект был успешно реализован педагогическим коллективом. Преподаватели профессионального цикла, работающие с группами очно-заочной формы обучения специальности Ветеринария, разработали электронные учебные курсы по учебным дисциплинам и профессиональным модулям и представили свои наработки педагогическому коллективу и студентам.  Система электронного обучения получила одобрение, как со стороны педагогического коллектива, так и со стороны студентов. Предложение о  внедрении ЭО и ДОТ в образовательный процесс по всем основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в колледже, педагогический коллектив поддержал.  Однако разработка и реализация образовательных программ с использованием данных технологий на уровне колледжа, представляла существенную сложность для педагогических работников, не имеющих соответствующей подготовки. Необходимо было осваивать новые информационно- коммуникационные технологии обучения, методы создания электронных образовательных ресурсов разработку электронных средств контроля знаний обучающихся и т. д. Все это нацелило на разработку нового проекта  «Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс как условие эффективного развития  профессиональной образовательной организации».

На начальном этапе был разработан опросный лист для педагогов,  на вопросы которого они должны были дать письменный ответ. Как они готовы к использованию ЭО и ДОТ? Опрос показал, что основная масса преподавателей (87,8%) готова осваивать данные технологии.

Началом реализации нового проекта стало обучение педагогического коллектива ГПОУ ПАК данным технологиям в январе 2019 года в Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии После прохождения курса обучения педагоги получили доступ к электронной системе института. Однако практика показала, что многие преподаватели нуждаются в дополнительных практических занятиях. В рамках Школы педагогического мастерства, которая работает  в колледже не один год, был организован практический семинар по работе с электронными курсами. Далее мы столкнулись с новой проблемой - уровень освоения данных технологий у всех педагогов разный. Наблюдения и опрос педагогов показали, что существуют некие факторы, снижающие продуктивную деятельность, а именно:

-возраст (молодые педагоги быстрее осваивают это направление, у возрастных педагогов, а их большинство в  коллективе -уровень активности значительно ниже;

-количество учебных дисциплин и профессиональных модулей (у одного 1-2 курса, а другого 5 и более);

- количество часов в самих дисциплинах, от 32 часов до 180 и более;

- загруженность учебной деятельностью, кураторство, дополнительные нагрузки;

- индивидуальное особенности личности.

Наиболее приемлемой и продуктивной формой занятий с педагогами оказались индивидуальные занятия. Именно индивидуальный подход позволил оценить степень владения преподавателем методики работы с электронными учебными курсами, выявить возможные затруднения и построить индивидуальные траектории дальнейшего освоения технологий.

В настоящее время  разработано более 70 электронных курсов по всем образовательным программам, реализуемым в колледже. Электронные учебные курсы наполняются информацией на усмотрение преподавателя, однако для общего раздела существует рекомендуемый перечень, который прописан в  Положении об ЭО и ДОТ:ГПОУ ПАК. Обязательным компонентом электронного учебного курса является: 

Творческие инициативные преподаватели колледжа уже оценили преимущества работы с электронными курсами, и с удовольствием делятся опытом работы не только с коллегами, но и за пределами образовательной организации. В 2018 году – электронный учебный курс по дисциплине «Ветеринарная генетика» занял в областном конкурсе «Лучший электронный образовательный ресурс» 1 место в номинации «Электронный курс в системе дистанционного обучения». В 2020 году электронный курс по дисциплине «Основы финансовой грамотности», стал призером областного конкурса и вошел в сборник лучших электронных курсов на уровне региона.

Важной составляющей любого нового проекта является его научно-методическое сопровождение. Для студентов были разработаны инструкции, для  педагогов методические рекомендации по работе с электронным курсом. Методические рекомендации вошли в число Лауреатов  областного конкурса «Лучшая методическая служба ПОО», в номинации «Методические рекомендации, электронные методические материалы для педагогов».

Важно, чтобы электронный учебный курс был привлекательным и интересным для студентов, чтобы они хотели его осваивать. Для этого от преподавателя требуется творческий подход: внедрение в курс новых интерактивных элементов, таких как интерактивная лекция, вики, семинар, освоение видеоконференций, включение различных веб-серверов.

В рамках реализации проекта по внедрению ЭО и ДОТ, в ноябре 2019 года методической службой колледжа был проведен педагогический квест «Применение цифровых технологий в учебном процессе», основной целью которого стало  повышение профессиональной компетентности преподавателей в области современных цифровых технологий через создание совместных электронных образовательных ресурсов. Накануне квеста преподавателям было предложено пройти электронное анкетирование по основным вопросам и проблемам работы с электронными курсами, которое позволило спланировать программу и содержание квеста. В течение нескольких часов педагоги колледжа под руководством опытных коллег практически осваивали новые подходы в создании и совершенствовании электронных учебных курсов. Программа квеста предусматривала создание совместных электронных продуктов (учебный видеофильм, интерактивные задания и лекции и др.) Преподаватели познакомились и освоили мобильные приложения Kahoot.it, quizizz.com, Triventy. Завершился квест публичной защитой творческими группами своих электронных продуктов, их обсуждением  и получением сертификатов о участников педагогического квеста.

В электронной системе колледжа для педагогов создан открытый онлайн-курс, где можно получить необходимую информацию по электронному обучению в любое удобное время, делиться друг с другом своими наработками.  Работа проведена немалая, однако, перед коллективом стоят еще нерешенные вопросы. В настоящее время проводится усовершенствование  электронных учебных курсов, осваиваются интерактивные элементы, электронные ресурсы приводятся к единому стилю оформления, идет работа над созданием авторских электронных учебных пособий. К июню 2020 года планируется создать полноценную единую электронную информационную образовательную среду, которая позволит вывести ГПОУ ПАК на новый уровень развития. Слова легендарного древнегреческого поэт-баснописеца Эзопа  «Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда», являются девизом педагогического коллектива в реализации данного проекта.

Список литературы

1. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе в профессиональном образовательном учреждении [Электронный ресурс]: Дополнительная профессиональная программа, утверждена ректором ГБУ ДПО «КРИРПО» Рудневой Е.Л.- Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2018. -режим доступа: http://krirpo.ru/activity-2/educ_program/docs/2017-2018ispol_DOT5.02.-23.03.pdf

2 Электронные образовательные ресурсы в профессиональных образовательных организациях: создание и использование [Текст]: метод. рекомендации/авт.-сост.: Т.А. Чекалина, Л.Н. Вавилова, А.В. Вафик, Н.В. Максименко. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2015-126 с.


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.