Проверь подлинность!

Автор: Сулейманова Карина Омыровна, Бондарик Галина Григорьевна

Должность: Преподаватели

Город/Населенный пункт: Омская область, г. Омск

Дата публикации: 03.03.2020


Конфликт в системе нравственных ориентиров в процессе реализации дистанционных технологий обучения

Двадцать первый век ознаменован колоссальным количеством технических средств, которые являются неотъемлемой частью жизни человека.

Для того чтобы изучить техносферную проблему со всех сторон необходимо взять во внимание не только мировоззренческие аспекты, но и степень восприятия всего нового и неизведанного.

Классическая философия и современные философы заинтересованы в изучении природы, характеристики, специфики и эволюции техники в развитие человека и общества.

С момента появления человека, зависимость его была лишь от первичной природы. Эволюция породила новую природу и новую зависимость – техногенную. Техника даёт чувство могущества человеку, но разрушает красоту старой культуры, старого быта. «Массовая техническая организация жизни уничтожает всякую индивидуализацию, всякое своеобразие и оригинальность, всё делается безлично-массовым, лишённым образа». [1, с.101]

Человеческая вера в Науку, породила колоссальную техносферную проблему. Всесильный культ научного прогресса заставил думать человека, что машина сможет решить все людские проблемы. Стремление человека технически организовать пространство вокруг себя, привело к зависимости от техники.

Один из величайших экзистенциалистов Карл Ясперс считал, что: «Техника – это совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой». [7, с.67]

Философ делает акцент на том, что благая цель в конечном итоге обернулась злом. Техника дала возможность по-новому взглянуть на трудовой аспект. Безусловно техника, усиливая интенсивность – сократила затраты труда, но она подвергла изменению характер труда и начала требовать колоссальных затрат и организации: «В машинном производстве нет радости индивидуального созидания, … Двойная зависимость труда от машин и от организации труда… приводит к тому, что человек сам превращается как бы в часть машины». [7, с.94]

Э. Фромм в своих работах часто делает акцент на том, что: «Мир живой природы превратился в мир «безжизненный»… Человек во имя прогресса превращает мир в отравленное и зловонное пространство… Он отравляет воздух, воду, почву, животный мир – и самого себя» [5, с.71]

Ж. Эллюль в своём труде «Технологический блеф» подробно раскрывает и описывает абсурдность техники в новом мире: «Что мне кажется новым в недавней эволюции технических средств, так это то, что развитие технических средств за последние десять лет… привели к абсурду… Иначе говоря, совершенно непредвиденная экстремальная точка развития современной техники встретилась с философией абсурда». [6, с. 113]

Технологический кризис или техносферный, Н.А. Бердяев выразил в утверждении безусловной значимости объектов техногенного пространства, которые нивелируют ценности живого и жизни. «…главная космическая сила, которая сейчас действует и перерождает лицо земли и человека, дегуманизирует и обезличивает, есть… техника, чудеса техники… Власть машины разлагает, целостный человеческий образ… Человек перестаёт жить прислонённым земле, окруженным растениями и животными. Он живёт в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом». [3, с.12]

Другими словами техника – это некий результат объективизации духа, который создаёт противоположную природе неорганическую действительность. Техника нарушает естественные законы природы и некое синкретическое единство человека с природой. Бердяев считал, что техносфера подчиняет человека своим мёртвым схемам, отворачивая его от трансцендентального.

Бердяев, приводя в соотношение этику и науку, утверждает, что техника, прежде всего, разрушительна для души. «Машина и техника наносят страшные поражения душевной жизни человека, и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации… Машинная, техническая цивилизация опасна прежде всего для души. Сердце с трудом выносит прикосновение холодного металла, она не может жить в металлической  среде…».[2, с.45]

Главные человеческие непреложные ценности и идеалы – всё находится под ударом техники. Машина имеет абсолютно антигуманистическую природу. «Техническое понимание науки совершенно противоположно гуманистическому пониманию науки и вступает в конфликт с гуманистическим пониманием полноты человека». [4, с.98]

Другими словами техника ведёт к гибели человечества. Чтобы этого не произошло, в человеке должен быть стержень – Сильный Дух. Человек не имеет права допустить авторитарность техники. Её можно преодолеть только в единении с Богом. «… Дух человеческий справится с грандиозной задачей в том лишь случае, если он не будет изолирован, и не будет опираться лишь на себя, если он будет соединен с Богом… Эпоха неслыханной власти техники над человеческой душой кончится, но кончится она не отрицанием техники, а подчинением её духу». [2, с.62]

Бердяев предлагает воспользоваться силой современного общества, которое живёт в эпоху техники и духа. Он подчеркивает, что именно здесь техника менее опасна для духа. «Религиозный смысл современной техники именно в том, что она всё ставит под знак духовного вопроса, а потому может привести и к одухотворению». [2, с.67]

Интерес к техносфере возрастает с каждым годом. Есть достаточно обширный список трудов в этой сфере и даже есть целый раздел в философии, но из-за того, что все эти труды противоречивы, никто не бьёт в набат, говоря о том, что техника нас порабощает.

Значительная часть людей воспринимают технику с точки зрения полезности и использования для удовольствия. Человек склонен к гедонизму, а еще склонен к жадности в этой области, забывая даосскую мудрость, что как только человек начинает использовать механические средства, сам становится механическим.

Исходя из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что человек, в мире, где правит техника, перестаёт быть центром и становится всего лишь средством. Событие неотвратимо движутся к бытию, где не машины будут обслуживать людей, а наоборот люди будут существовать для обслуживания машин. На рубеже 20-21 веков большая часть прогнозов Бердяева подтвердились. Нам остаётся выполнить наказ философа вернуть технике её изначальный символически-архаический статус. В этическом смысле техническая деятельность не является нейтральной. Основной технической целью является - благосостояние и здоровье людей, сохранение природы, обеспечение благополучного будущего.

Список использованной литературы:

  1.  Белозёрцев В.И., Сазонов Я.В. Философские проблемы развития технических наук. Саратов: Изд-во Сарат.гос.ун-та, 1983.162с.
  2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Хранитель, 2006. 480с.
  3. Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблемы социологии и метафизики техники). 1989. №2. С.147-162.
  4. Дергачёва Е.А. Философия техногенного общества. М.: ЛЕНАД, 2011. 216с.
  5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2004. 635с.
  6. Эллюль Ж. Технологический блеф// Это человек: Антология. М.: «Высшая школа», 1995. 294с.
  7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527с.

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.