Автор: Бондарик Галина Григорьевна, Сулейманова Карина Омыровна
Должность: Преподаватели
Город/Населенный пункт: г. Омск
Дата публикации: 03.03.2020
Преподавание гуманитарных дисциплин с использованием дистанционных технологий обучения
Современный Мир находится в постоянном изменении. Обучающийся должен быть достаточно мобильным, чтобы получать не только объём знаний, но и умение учиться. Чтобы сформироваться как профессионал в любой деятельности, нужно быть уверенным пользователем персонального компьютера и уметь ориентироваться в бесконечном пространстве ресурсов глобальной сети Интернет. Здесь неоценимую услугу может оказать дистанционная система образования.
Дистанционное обучение имеет цель: обеспечение равного доступа к качественному образованию вне зависимости от территориальной удалённости и размеров населённого пункта. Основными же задачами дистанционного обучения является:
- изучение курса гуманитарного и естественнонаучного цикла;
- развитие всесторонне - развитой личности;
- интенсив в реализации знаний.
Учебный процесс сопровождается последовательными, разнообразными и универсальными действиями, разработанными преподавателем:
- освоение теоретической части;
- выполнение онлайн-тестов;
- выполнение домашних заданий;
- участие в онлайн-занятиях, дискуссиях и дебатах;
- работа над индивидуальными и групповыми проектами;
- участие в научно-практических видеоконференциях и т.д.
Весь процесс взаимодействия отражается в форумах и личных сообщениях. Для контроля процесса обучения есть возможность использовать электронный журнал, в котором для каждого пользователя предоставлен учебный курс, с которым он работает, сообщения от других пользователей и личные данные.
Для пользователя студента журнал содержится информация о результатах учебной деятельности по каждому курсу и каждому практическому занятию.
Для пользователя преподавателя в журнале представлены результаты учебной деятельности всех студентов группы (количество пройденных занятий и выполненных заданий, средняя отметка по курсу). Преподаватель получает уведомление об отправленных ему на проверку домашних заданиях. Он может зайти на страницу каждого обучающегося и видеть результаты его учебной деятельности по каждому занятию
Процесс оценивания выполненных заданий происходит в онлайн и оффлайн режимах. Онлайн-тесты, заложенные в сетевых уроках и тренажёрах по подготовке к экзамену, практические работы проверяются системой в онлайн-режиме и оцениваются автоматически. Студенты узнают о своих результатах сразу после выполнения тестов.
Остальные задания отсылаются преподавателю отдельными файлами, которые проверяются преподавателем в оффлайн-режиме. По окончанию проверки преподаватель выставляет отметки в электронный журнал, отправляет обучающимся свои комментарии.
Таким образом, дистанционное обучение развивает умение работать с новыми технологиями и позволяет выбрать индивидуальный темп обучения. Дистанционное обучение предоставляет огромный выбор источников информации для выполнения нестандартных домашних заданий и для подготовки к экзаменам. А так же дистанционное образование формирует умения принимать решения и делать осознанный выбор, нести ответственность за свои действия или бездействия, самостоятельно планировать и составлять свой тайм-менеджмент. Наряду с умениями формируются навыки презентации деятельности и навыки самообразования.
Несмотря на огромное количество плюсов, дистанционное образование имеет и негативные стороны:
- утрачивается навык письма и культура письменности;
- режим конференции в общении с преподавателем губит устную речь;
- снижается двигательная активность;
- ухудшается здоровье;
- большое распространение получает плагиат.
Несмотря на негативные стороны дистанционного обучения, является хорошим подспорьем для преподавателей гуманитарного и естественно научного цикла, так как содержит различные виды электронных средств обучения, отвечающих специфике предметов: аудиотексты, учебные и художественные видеофрагменты и фильмы, цифровые иллюстрации, видео-уроки, интервью и экскурсии и т.д.
Дистанционное обучение чаще всего реализуется через педагогические технологии, которые основаны на исследовательских и проблемных методах. Они развивают как критическое мышление, так и культуру общения, так как возможны в индивидуальном или групповом творчестве. Такие технологии наиболее эффективно решают проблемы личностно-ориентированного обучения. Разнообразны и методы дистанционного обучения:
- Исследовательский метод – чаще всего используется в обычной проектной деятельности и телекоммуникационной. Здесь реализуется научный подход в решениях учебных задач.
- Проблемное обучение ярче всего раскрывается в познавательных задачах для реализации практического или теоретического интереса. Правильная формулировка проблемы, это логическая структура дальнейших действий, которая приведёт к нужной информации, тем самым обеспечив эффективность деятельности и процесса обучения.
- Проекты реализуют, прежде всего, интересы обучающихся. Здесь есть возможность проявить самостоятельность, как в планировании, так и в реализации учебно-познавательной деятельности.
- Обучение в паре реализуется в групповой подготовке итоговой презентации проекта, участия в конференции и т.д.
- Индивидуальное и дифференцированное обучение. Личностно-ориентированная педагогика ставит задачу выявления и всестороннего развития индивидуальных способностей учащихся. В настоящее время в образовании все чаще обращаются к индивидуальному обучению, в том числе и при дистанционном обучении.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что дистанционное обучение сегодня востребовано и приобретает всё большую значимость, а следовательно, будет быстро развиваться с ростом технических и интеллектуальных возможностей. Такая форма обучения особенно актуальна при организации обучения студентов с ограниченными возможностями.
Список литература
- Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2017. - N 3. - С. 85-92.
- Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2014. - № 6 (39). - С. 322-329.
- Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2016. - N 2. - С. 40-42.
- Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. – 2014. - N 1. - С. 53-61.