Проверь подлинность!

Автор: Лемешкина Ольга Михайловна

Должность: преподаватель

Город/Населенный пункт: г. Омск

Дата публикации: 03.03.2020


Дистанционное обучение

Концепция Федеральной целевой программы развития образования предполагает совершенствование содержания и технологий современного образования. К одной из таких технологий относится дистанционно (электронное) обучение. Развитие электронного обучения обусловлено значительными изменениями на рынке труда, возрастанием требований к персоналу, внедрением информационных технологий в деятельность специалистов. Данные изменения вызвали потребность в создании условий для непрерывной, быстрой, гибкой и высококачественной подготовки кадров медицинских работников.

Электронное обучение предполагает целенаправленную и контролируемую самостоятельную работу обучаемых по индивидуальной программе обучения, в любом месте,  темпе и в удобное для студента время.        

Самостоятельная работа обеспечивает выработку  ответственности, организованности, формирует умение реально оценивать  силы и принимать взвешенные решения. Электронное обучение позволяет студенту как можно раньше овладеть навыками применения информационно-коммуникационных технологий, что в дальнейшем существенно повысить эффективность использования полученных знаний.

В электронном обучение   выделяются четыре уровня: уровень системы курсов, уровень урока, уровень педагогического события, уровень учебного шага.

На всех четырех уровнях определяются желаемые результаты, исходные ресурсы, условия обучения.  

Обозначенные подходы к электронному обучению реализуются через разработку и использование программных средства, а также методических материалов, которые позволяют создавать новые типы образовательных ресурсов:

Данные ресурсы эффективно применяются в классическом и открытом образовании при использовании кейс-технологий и технологии электронного обучения.

1. Учебно-методический комплекс — это учебное издание, представляющее собой совокупность учебных и учебно-методических материалов для изучения дисциплины студентами. УМК разрабатывается  преподавательским составом на основе требований ФГОС, учебного плана и рабочей программы учебной дисциплины специальности, с учетом требований.  

2. Электронная обучающая система (ЭОС) по дисциплине разрабатывается на базе УМК в соответствии со стандартами. Она включает руководство по изучению дисциплины; содержание учебной дисциплины; календарь (план-график) изучения дисциплины; инструкцию пользователю (студенту); форум, чат, электронную почту; электронную зачетную книжку; учетно-статистическую документацию (электронный журнал); тесты (претест, тесты по каждой теме дисциплины, итоговый тест).

В руководство по изучению дисциплины входят подразделы: цели и задачи дисциплины; методические рекомендации по изучению дисциплины; темы рефератов; формы контроля; вопросы итогового контроля по дисциплине; глоссарий; библиографический список и ссылки на интернет-ресурсы; график изучения дисциплины.

Содержание учебной дисциплины оформляется в виде гипертекстовых лекций, которые содержат набор ссылок на глоссарий, иллюстрации и мультимедийные компоненты.

Форум — электронный семинар, на котором преподаватель задает вопросы по теме, комментирует ответы, отвечает на вопросы, размещает дополнительный материал.

Чат — средство обучения в режиме реального времени. В чате студенты могут общаться друг с другом и с преподавателем.

Электронная почта — инструмент переписки.

Календарь — дополнительное средство, позволяющее планировать работу студентов и контролировать ход изучения дисциплины.

Электронная зачетная книжка содержит данные о студенте и результаты выполнения всех тестов. Дополнительно можно производить сравнение успеваемости одного студента с другим с помощью гистограмм.

Учетно-статистическая документация (электронный журнал) включает данные о студенте, пароль доступа; количество посещений и время изучения дисциплины в цифрах, гистограммах; общее число страниц, которые посетил студент.

Для преподавателя создан инструментарий (менеджер), который позволяет ему контролировать учебный процесс; иметь доступ к базе данных оценок за тесты; осуществлять подробный просмотр ответов студентов; анализировать статистику посещаемости дисциплины и активности в форуме.

Организация тестирования включает претест, тесты по главам дисциплины, посттест. Претест — форма входного контроля уровня подготовленности студента. Тесты составляются на основе УМК и включают задания по каждой теме.

При изучении дисциплины в ЭОС студенту предоставляется возможность:

Преподаватель может:

3. CD-версия ЭОС — расширенная и дополненная версия электронной обучающей системы, предназначенная в первую очередь для обучения и самоконтроля по дисциплине с применением современных мультимедийных технологий. Основные отличия CD-версии от ЭОС продиктованы следующими техническими особенностями.

При создании ЭОС учитывалась низкая пропускная способность Интернета, поэтому мультимедийное наполнение курсов было минимальным (малое число рисунков, скрытые за текстом анимации). В CD-версии объем диска позволяет разместить большее число поясняющих анимаций и рисунков, а также добавить к курсу поясняющие видео- и аудиоматериалы.

Технология электронного обучения с использованием ЭОС дает возможность вести постоянный контроль успеваемости и посещаемости студентов, оценивать знания студентов на экзамене, а обучение и тестирование с помощью CD-версии в первую очередь предназначено для самопроверки студентов и их подготовки к сдаче экзамена.

CD-версия включает следующие элементы:

Обложка — разрабатывается дизайнером и является стандартной для всех курсов (меняется только название дисциплины).

Электронная визитка — разрабатывается отделом маркетинга совместно с дизайнером и также является стандартной для всех курсов. Визитка раскрывает принципы открытого и непрерывного образования, предоставляет информацию по образовательным структурам.

Заставка — разрабатывается на основе предложений автора курса. Основные требования: подчинение общему стилю оформления курса; текст должен быть сжатым, но достаточно информативным, чтобы передать общее содержание диска.

Мастер установки — проводит автоматическую проверку компьютера студента на наличие необходимых программ для полноценной работы с CD-версией ЭОС и при необходимости и с согласия пользователя устанавливает их.

Модуль содержания — это текст содержания ЭОС по дисциплине в формате HTML, являющийся, в свою очередь, электронным вариантом текста УМК. Преподаватель может дополнить этот текст цветными и черно-белыми рисунками, графиками, схемами, фотографиями, анимацией, которые позволяют наиболее наглядно студенту представить физические, технологические, природные и другие процессы.

В отличие от ЭОС, в CD-версии отсутствует строгое ограничение на объем содержания курса. Руководство по изучению дисциплины — это электронный вариант текста по изучению дисциплины из УМК (берется без изменений из ЭОС). Он дополняется календарным планом изучения дисциплины с рекомендациями преподавателя по распределению учебного времени, отводимого на дисциплину, по дням обучения и видам занятий; перечнем заданий для самостоятельной работы.

Тесты самоконтроля знаний — это электронная версия тестов УМК (копия тестов ЭОС), имеющая возможность учета сложности вопроса (весовой оценки). Тестовых заданий к теме должно быть не менее двадцати. Преподаватель устанавливает соответствие набранных в тесте баллов общепринятой пятибалльной системе оценки. Неверные ответы сопровождаются комментариями, отсылающими студента к странице УМК, где изложена суть вопроса задания.

Перед изучением модуля содержания студент выполняет претест для выявления начального уровня подготовленности к изучению дисциплины (не менее 20 тестовых заданий). Неверные ответы сопровождаются комментариями и ссылками на материалы, которые студенту необходимо повторить, чтобы повысить уровень подготовленности до требуемого.

Мультимедийные обучающие средства состоят из видеолекций, учебных и демонстрационных клипов, аудиоматериалов, анимации. Для видеолекций по каждой теме преподаватель готовит краткий поясняющий текст на 5 — 7 минут, который озвучивается.

Перечисленные материалы используются для дистанционных учебных занятий. В структуре этих материалов четко выделяются  целостные последовательные элементы: организационный, содержательно-деятельностный и контрольно-оценочный.

Таким образом, в электронном обучении студентов реализуется индивидуальная система обучения, определяющими характеристиками учебного процесса становятся особенности индивидуальных учебных занятий (теоретических, практических, контрольных).


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.