Проверь подлинность!

Автор: Репина Елена Александровна

Должность: Преподаватель

Город/Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Дата публикации: 03.03.2020


Онлайн-образование, как составляющая образовательной среды

Стремительное развитие технологий приводит к изменениям в мире образования, а именно к равнозначности традиционного и электронного обучения. Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [1].

Понятие равнозначности не предполагает необходимость всех образовательных организаций переходить исключительно на электронное обучение, так как не по всем образовательным программам подготовки это возможно, поэтому дистанционные образовательные технологии применяются для реализации дополнительного образования или профессионального обучения, расширения спектра преподавания, углубленного изучения программ обучающимися. Бесспорно, дистанционное обучение дает возможность получить знания лицам с ограниченными возможностями здоровья. Перечень профессией и специальностей, по которым возможно исключительно электронное обучение регулируется законодательством. Доступность электронного обучения в свою очередь вызывает спрос у населения, всё больше людей обращаются к Интернету в процессе обучения, ведь это облегчает поиск информации и значительно сокращает временные затраты. Интенсивное развитие информационных образовательных технологий, в частности, дистанционное и онлайн-образование, которое с большим успехом интегрируется в образовательный процесс, позволяет образовательным организациям преодолевать ограничения по местонахождению и охватывать широкую аудиторию слушателей. Достойную позицию занимает разнообразие предоставляемых курсов дополнительного обучения в ГПОУ КузТСиД им. Волкова В.А., но в связи с изменениями необходимо активизировать работу над внедрением открытых онлайнкурсов, которые позволят обрести полную свободу в самостоятельном выборе своей образовательной траектории и возможность подтверждения своих достижений “на равных” со всеми остальными обучающимися в мире, в том числе детей-инвалидов. Именно эта свобода определяет особую роль открытых онлайн-курсов в трансформации системы образования. Рынок онлайн-курсов в Рунете оцифровывается вместе с российской экономикой, поэтому говорить о снижении роста образовательных онлайн-проектов не приходится, он будет лишь набирать обороты, в связи с этим техникумы могут создать единое образовательное пространство по предоставлению онлайн-курсов в открытом режиме, как это успешно выполняют высшие школы страны.

Любое расширение поля деятельности подразумевает создание проекта, в связи с этим необходимо разработать алгоритм действий. Портфель проектов представляет собой совокупность программ, проектов и других видов деятельности, объединенных для обеспечения эффективного управления, нацеленного на достижение стратегических целей организации. Управление портфелем проектов - это централизованное управление одним или несколькими портфелями проектов, в рамках которых проводится идентификация, ранжирование, утверждение, руководство и контроль реализации проектов, программ и других видов деятельности, осуществляемое для достижения конкретных стратегических целей. Руководство - это совокупность принципов (основополагающая структура), в соответствии с которыми направляется и контролируется деятельность организации. Руководство проектами касается тех аспектов руководства организацией, которые относятся непосредственно к проектной деятельности. Руководство проектами охватывает такие вопросы, как:

Ответственность за обеспечение надлежащего руководства проектами обычно возлагается на куратора (спонсора) или руководящий комитет проекта [2].

Для повышения эффективности работы над проектом правильным шагом управленческого решения будет создание проектной группы из числа педагогического состава, имеющих опыт работы в IT-сфере.

Для успешной реализации проекта следует достаточно подробно описать состав заинтересованных лиц (сторон), включая его организационную структуру. Требуется определить роли и зоны ответственности заинтересованных лиц, а также донести их до других участников проекта в соответствии с целями проекта и организации в целом. Ограничения могут быть установлены на различные параметры проекта, такие как:

Положительных качеств у онлайн-образования безусловно множество, но, как и любая, новая экспериментальная технология, оно должно пройти проверку временем. Адаптация обучающихся и преподавателей к “новому” не быстрый процесс, поэтому главная роль отводится руководителю образовательной организации, которому придется осуществлять координирование, контролирование и корректирование данного процесса.

Онлайн-курсы и онлайн-образование в целом, открывает обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, активизирует познавательную деятельность, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, самообразования, саморазвития, обретения и закрепления различных общих и профессиональных компетенций, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального моделирования явлений и процессов. На сегодняшний день в техникуме имеется дистанционное обучение, но оно носит дополняющий характер, основной пласт знаний и умений обучающиеся получают в стенах образовательной организации. Перспективным этапом развития становится разработка онлайн-курсов для обучающихся не только ГПОУ КузТСиД им. Волкова В.А., но и для всех желающих, заинтересованных лиц, независимо от возрастной категории. Привлечение работодателей к подобной деятельности расширит возможности популяризации определенных сфер экономики региона. Наличие фото и видеостудии предоставляет комфортные условия для записи обучающих лекций, заданий и т.д.

Однако несмотря на все преимущества МООК для формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и развития виртуальной мобильности принятие решения о широком внедрении онлайн-технологий в ПОО, о включении в состав образовательных программ онлайн-курсов и возможности перезачета результатов обучения является для образовательной организации сложным и рискованным шагом. Используя метод SWOT-анализа можно проанализировать и увидеть, как внедрение онлайн-курсов повлияет на будущее развитие образовательной деятельности в техникуме. Данный метод далеко не новый, но до сих пор актуальный, в матрицу SWOT-анализа входят четыре позиции: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы (Таблица 1).

Таблица 1 - SWOT-анализ

Слабые стороны

Сильные стороны

1. Недостаточная гибкость нормативной базы на государственном уровне и отсутствие локальных нормативных актов в образовательных учреждениях в отношении использования массовых открытых онлайн-курсов.

2. Отсутствие источников финансирования разработки онлайн-курсов (как известно разработка курса непростое дело, несет в себе затраты не только временного характера, но и финансового).

3. Необходимость создания надежных технологий онлайн-прокторинга для проведения оценочных процедур с идентификацией личности обучающихся для обеспечения достоверности оценок.

4. Противоречие между отделениями техникума, заинтересованных в сохранении объема аудиторной учебной нагрузки, и новыми моделями организации учебного процесса при внедрении электронного обучения.

1. Молодой, перспективный педагогический коллектив.

2. Привлечение обучающихся к организации онлайн-курсов (организация видеосъемки, обработка сюжета, монтирование, оформление студии и т.д.).

3. Создание гибкого образовательного пространства.

4. Реализация образовательных программ по творческим специальностям через онлайн-обучение.

5. Потенциальные клиенты могут проходить несколько курсов в одной нише, пробуя разные подходы и изучая тему с разных ракурсов.

Возможности

Угрозы

1. Возможность повысить квалификацию преподавателей в новом направлении деятельности, что позволит расширить профессиональную компетентность.

2. Создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования.

3. Использование опыта проектов создания в Российской Федерации порталов онлайн-образования, ведущих университетов страны таких как "Национальная платформа открытого образования", "Универсариум", "Лекториум", "Российская электронная школа".

4. Возможность популяризации ПОО. 5. В будущем снижение финансовых затрат на реализацию онлайн курсов и получение прибыли.

1. Низкий уровень доверия и готовности обучающихся и педагогического сообщества к использованию современных образовательных технологий, низкая эффективность применяемых методов онлайн-обучения.

2. отсутствие свободных средств для создания онлайн курсов, а также отсутствие дополнительного финансирования в необходимом объеме.

3. Снижение активности преподавателей в связи с дополнительной нагрузкой.

4. Устаревшее материально-техническое оснащение.

5. Несовпадение ожидаемых результатов с реальностью.

На основании SWOT-анализа можно сделать вывод, что грамотный менеджмент образовательного процесса в области обновления системы онлайн-обучения и внедрения онлайн-курсов положительным образом повлияет на развитие техникума в целом. В заключении стоит отметить, что гибкие образовательные подходы, создающие разветвленные системы специализаций с разными сроками обучения интегрируют различные типы и уровни профессионального образования, что позволяет получать разноуровневую подготовку с необходимым оптимумом профессиональных знаний, умений и навыков.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации".

2. Руководство по проектному менеджменту [Текст]: Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 21500-2014. Guidance on project management (IDT) ISO 21500:2012. Издание официальное. Москва, Стандартинформ, 2015 – 52 с.

3. Изаак, С.И. Особенности развития дистанционного образования в Российской Федерации [Текст] / С.И. Изаак // Сервис в России и за рубежом. - 2015. - №2. - С.68-75.


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.