Автор: Ивановская Анжелика Альбертовна
Должность: Преподаватель ЯТЭК
Город/Населенный пункт: Ярославская область, г. Ярославль
Дата публикации: 03.03.2020
Современные ИКТ как средство повышения качества образования
Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. В соответствии с приоритетами образовательной политики России определены три основные направления модернизации образования - доступность, качество, эффективность. В связи с этим в нашу жизнь прочно вошли такие понятия как «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ), «ИКТ-компетентность», «дистанционное обучение» (ДО), «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР), «интерактивное оборудование» и др.
На сегодняшний момент в российские учебные заведения поставляется самое современное интерактивное оборудование для модернизации и улучшения качества образования. Информационно-коммуникационные и интерактивные технологии открывают уникальные возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач, в том числе и в сфере образования.
Исследования показали, что одним из современных средств повышения эффективности образования являются интерактивные доски. Это хороший выбор для тех преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, облегчить усвоение материала, а также помочь в выработке умений работать с различными видами информации.
Интерактивные доски - это современные аудиовизуальные средства обучения, помогающие разнообразить занятие: преподаватель может читать лекцию, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет ресурсы. Программное обеспечение позволяет писать и делать пометки прямо поверх всех видов документов, диаграмм и вебстраниц. Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте и поместить на сайт. Преподаватели стали первыми, кто осознал потенциал электронных интерактивных досок для обучения, совещаний и презентаций.
Существуют следующие виды образовательной деятельности, доступные при использовании электронной интерактивной доски:
- работа с текстом и изображениями;
- создание заметок с помощью электронных чернил;
- сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати;
- коллективный просмотр Web-сайтов;
- создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
- демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
- использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала;
- демонстрация презентаций, созданных обучающимися.
Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют использовать широкий спектр методов обучения.
Как показывает опыт, наибольшие трудности при внедрении интерактивной доски в высшее образование возникают при обучении преподавателей эффективному владению этим оборудованием. Большинство из проблем, с которыми сталкиваются преподаватели при создании электронного варианта учебного материала, связано с отсутствием достаточных навыков проектирования информационного пространства и пользовательского интерфейса, обеспечивающих создание эффективных структур, соответствующих новым возможностям представления информации.
Поэтому самая важная задача сегодня - подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава, точнее даже, создание преподавателей новой формации. Надо не просто освоить новые технологии, а научиться эффективно, соединять их совсем наработанным дидактическим опытом. В процессе обучения необходимо изучить возможности и преимущества подобных устройств, научиться манипулировать всеми инструментами интерактивной доски и использовать готовый интерактивный материал, получить навыки самостоятельной подготовки слайдов для занятий с интерактивной доской.
При разработке занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации, среди которых можно выделить следующие.
- Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности студентов, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
- При отборе материала для зрительного ряда описания модели избегать дальних планов и мелких деталей.
- Зрительный ряд и дикторский текст должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной студентам логической последовательности, порционношаговым методом в доступном студентам темпе, дикторский текст должен быть четким и ясным.
- Следует избегать больших текстовых фрагментов.
Как показывает практика, при использовании интерактивных технологий качество и степень освоения учебного материала существенно возрастают. Следует отметить, что для проведения семинарских и практических занятий информационные технологии используются не часто. Однако как показали современные исследования в области образовательных технологий, именно здесь лежат огромные резервы в повышении эффективности обучения.
Программное обеспечение интерактивной доски позволяет вовлечь всех студентов в активную работу на семинаре, позволяет студентам активно выполнять индивидуальные и групповые ролевые упражнения, а преподавателю, наряду с возможностью контроля и управления, предоставляются средства записи и протоколирования действий студентов для последующего анализа и комментирования.
Совместное использование единого гиперпространства обеспечивает возможность творческого сотрудничества преподавателя и студентов при обучении практическим навыкам. Важное место при этом отводится возможности обмена информацией между студентами в контексте изучаемого курса. Отмечается значительный рост эффективности обучения, когда студент в процессе получения знаний, взаимодействует с другими студентами, которые в свою очередь взаимодействуют с гипермедиа материалом курса.
Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами вручную. Этот экран, который могут видеть все учащиеся в классе, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в классе мероприятия, в которых участвуют все присутствующие.
Таким образом, интерактивные доски позволяют решать следующие задачи при организации образовательного процесса:
- Уйти от чисто презентационной формы подачи материала, которая хороша для введения в тему, для первичного знакомства с материалом. Более глубокое освоение потребует интерактивного взаимодействия с компьютером.
- Позволяют экономить время занятия за счет отказа от конспектирования материала. При этом не только доступны предлагаемые преподавателем иллюстрации и записи, но и правильно воспроизводится последовательность его действий у доски.
- Повышают эффективность подачи материала. По силе и глубине воздействия на аудиторию грамотно построенное занятие с использованием компьютера и интерактивной доски может сравниться с кино и театром. Однако от преподавателя для этого потребуются режиссерские знания и навыки.
- Позволяет организовать групповую работу (или групповых игр), навыки которой сегодня принципиально важны для успешной деятельности во многих областях.