Проверь подлинность!

Автор: Андреев Константин Геннадьевич, Курдина Оксана Владимировна

Должность: преподаватель, педагог психолог

Город/Населенный пункт: г. Омск

Дата публикации: 28.02.2020


Психологические, педагогические и гуманитарные проблемы в применении дистанционных технологий обучения

Современный период российской истории и образования – время смены ценностных ориентиров. В России был проведен быстрый демонтаж советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни. У российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

Ориентация российского образования на Государственные стандарты требует от образовательных учреждений совершенствования подготовки специалиста, становления его как профессионала не только глубоко знающего свою профессию и легко ориентирующегося в новейших достижениях в области своей профессиональной деятельности, но и как человека, не оторванного от своего прошлого, человека высокой культуры, нравственности и морали.

Процесс урбанизации и интернетизации обходится человечеству слишком дорого, как в экономически-деловом, моральном и т.д., так и педагогическом, воспитательном плане.

Все современное «культурное» воспитание направленно на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом, оно стремиться усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа.

Для того чтобы обучающийся усвоил знания, умения, способы деятельности, познал себя, выработал ценностное отношение к социальному опыту, окружающему миру и к себе, преподаватель прикладывает усилия для организации познавательного процесса.

Но результат образовательного, развивающего и воспитательного процессов не всегда бывает положительным по отношению ко всем обучающимся.

Дети с девиантным или откровенно асоциальным поведением, психически неуравновешенные и просто «слабые» никуда не исчезают.

Они являются большинством, которое не подходит для нормального или традиционного образовательного процесса.

Здесь нужен индивидуальный подход, по возможности, к каждому, или использование технологии проблемного обучения.

Технология проблемного обучения не является новым фактом в истории педагогики.

В наше время проблемное обучение это создание преподавателем проблемной ситуации и активная самостоятельная деятельность обучающихся.

В результате такой деятельности происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Создание особого вида мотивации - проблемной, ведет к адекватному конструированию дидактического содержания материала, который должен быть цепью проблемных ситуаций.

Таким образом, оптимальная структура материала будет являться сочетанием традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию предмета, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.

Это организация учебного процесса и деятельность обучающихся.

Дети находятся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении или контроле знаний, умений, навыков.

Технологическая картина проблемного обучения имеет последовательную систему.

Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения.

Обучающийся находится в позиции субъекта своего обучения и, как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Только нужно обращать внимание на индивидуальность такого подхода, используя дифференцированный или индивидуальный подход.

Что касается методики создания проблемной ситуации, она также разнообразна.

Преподаватель, создавая проблемную ситуацию, может, исходит из того какую профессию, получает группа, в которой используется такая технология.

Возможно изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос и побуждение обучающихся сделать обобщение, вывод, сравнительный анализ или сопоставить факты и т.д.

Для того чтобы реализовать проблемную технологию нужно отобрать самые актуальные и сущностные задачи, определить особенности проблемного обучения в различных видах учебной работы, построить оптимальную систему проблемного обучения, создать учебные и методические пособия и руководства, использовать личностный подход и мастерство, способное вызвать активную познавательную деятельность  ребенка.

Возраст обучающихся, уровень их знаний, умений имеют также определяющее значение при подборе материала к занятию, планирование его типа и структуры, при выборе наиболее целесообразных и эффективных для данного занятия методов и приемов.

Образность, яркость фактов - необходимое условие эмоционального восприятия, непроизвольного запоминания, активной мыслительной деятельности обучающегося.

Более того, без образности нет конкретного изображения происходящего.

Необходимым в использовании технологии проблемного обучения является сочетание индивидуальной и коллективной работы в процессе изучения нового материала, опроса, повторения и закрепления, умение учитывать при этом индивидуальные особенности каждого обучающегося, сильные и слабые стороны в их знаниях и навыках.

Главными признаками занятия, на котором использовалась технология проблемного обучения, является высокие научно-теоретические и методические уровни, сочетание ведущей роли преподавателя и активной учебной деятельности обучающихся.

Обучающийся опираясь на накопленные знания, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач и обосновывает свои действия.

Преподаватель не только организует процесс, но и может принимать в нем самое активное участие «изнутри» как равноправный участник диалога или практического занятия.

Он объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, объективирует, советует, стимулирует, заинтересовывает, закрепляет авторитет обучающегося среди товарищей.

Суть и основа всех этих и других действий преподавателя направлены на то, чтобы сделать учебную деятельность обучающегося целостной полноправной.

Знания, умения и навыки обучающиеся получают не за счет зубрежки, преподавательского напора и т.д., а за счет развитых и развивающихся способностей.

Так можно использовать технологию проблемного обучения в интерактивном режиме, основной метод которой «Деловая игра» или эвристическая частично-поисковая беседа.

Игра – это сложное социально-психологическое явление. В игре ребенок учится управлять собой, учится подчинять свое поведение правилам, формируя и развивая свои движения, внимание, умение сосредоточиться. Следовательно, игра развивает способности, которые особенно важны для успешной адаптации к жизни. Ведущий исследователь игры в 20 веке – Й. Хейзинга  писал: «Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти все абстрактные понятия: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя».

Играя, обучающиеся стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни, они, как правило, связанны с проявлением смелости, мужества, необходимостью принимать решения.

В теории и практике доказана высокая педагогическая эффективность разнообразных игр.

Как известно, эффективное обучение может происходить только тогда, когда у обучающихся сформирована высокая мотивация к обучению. Мотивация к овладению знаниями не может сложиться стихийно. Для этого педагогу необходимо использовать на занятиях игровой вид деятельности, наглядность. Это все намного доступнее для обучающегося, чем «сухая» теория.

Говоря о проблемах российского образования, обычно упоминается: недостаток финансирования, коммерциализация процесса обучения, пресловутая «Болонская система», буквально навязываемая преподавательскому составу, низкий уровень подготовки школьников, единый государственный экзамен и т.д.

Этот список претензий к государству приписывается обществу, хотя принадлежит, конечно, преподавателям. Среднее профессиональное образование имеет своей очевидной целью интеграцию ребенка в общество. Ему приходится бороться за пальму первенства со средствами массовой информации.

Поэтому если мы хотим создать принципиально новую образовательную структуру, нам нужно провести четкую систематизацию всего, что у нас есть, и научится организовывать и поддерживать связь между сегментами в этой системе. Нам нужно создать нечто такое, что будет не Энциклопедия, а что-то совершенно иное. Образование будущего это не здание, а обобщенная Книга. Книга, которая посвятит подрастающее поколение не только в трансцендентальные, духовно-нравственные вопросы, но и в вопросы материального существования без ущерба для моральности. А начать нужно с малого: со своего учебного заведения.

 

Список литературы

           

  1. Байденко В.И. Джерри Ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования.-М.:2016.
  2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. М., 2013 г.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: 2017.
  4. Конаржевский Ю.А.Анализ урока. М., 2000 г.
  5. Селевко     Современные образовательные технологии. М., 2003 г.
  6.  Смирнов В.И. Общая педагогика. М., 2016г.
  7. Старкова Г.И. Речевая культура как показатель общей культуры человека. - М., 2009.
  8. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: 2003 г.

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.