Автор: Железнова Марина Сергеевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Город/Населенный пункт: Архангельская область, г. Северодвинск
Дата публикации: 07.02.2020
Дистанционные технологии в обучении иностранному языку
Мир вокруг нас стремительно меняется во многом благодаря тому, что экономика и общество все больше зависят от прорывных технологий. Образование не является исключением. В современном мире обучающийся должен научиться самостоятельно добывать необходимую информацию из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, применять полученные знания на практике. В результате меняются требования и подходы к обучению, в том числе и к обучению иностранным языкам. Уникальную возможность получать новые знания, самостоятельно планируя место и время, дает применение в образовательном процессе дистанционных технологий.
Онлайн-среда дает обучающимся возможность (и обязанность) самим контролировать темп, время, образовательный маршрут и место обучения, помогает развить саморегуляцию, навыки планирования и контроля. Для многих студентов онлайн-среда является первым и единственным местом свободы и ответственности.
Преподаватель может использовать дистанционные технологии в качестве составляющей смешанной модели обучения или в качестве основной формы обучения, если это предусмотрено учебным планом образовательного учреждения.
Собственно дистанционная форма обучения характеризуется:
- наличием специально созданной структуры (например, образовательная платформа Moodle), которая выполняет всю образовательную деятельность;
- разнообразными ресурсами учебного заведения, которые управляют самостоятельной работой студента при помощи обучающих средств и компьютерных программ, но с ведущей ролью преподавателя;
- проведением понятных, удобных для обучаемого занятий в различных формах (лекции, чат, видеоконференция, электронные учебники, словари и пр.);
- контролем результатов обучения (промежуточный контроль на каждом этапе обучения и (или) итоговый контроль)
- наличием компьютера и доступа в Интернет и пр.
Дистанционное обучение иностранному языку эффективно решает целый ряд дидактических задач. Отношения преподавателя с обучающимися строятся на принципах совместного творчества и сотрудничества. Выполнение заданий с использованием информационных технологий позволяет обучающимся погружаться в реальную языковую среду через непосредственное телекоммуникационное общение напрямую с носителями языка. Также это открывает для них доступ к электронным, дидактическим и справочным материалам. При помощи дистанционной формы обучения успешно реализуется индивидуальный подход, который учитывает возможности студента, его интеллектуальные способности, способствует снятию психологических трудностей в освоении учебного материала. В настоящее время в данную форму обучения включаются видео-уроки, звуковые файлы, общение с преподавателем онлайн и пр, что обеспечивает проверку речевых навыков обучающихся.
Однако, стоит обратить внимание на тот факт, что дистанционное обучение требует от студента большей доли самостоятельности, самодисциплины и самоорганизации. Данная форма обучения также может быть организована только при определенных технических условиях (наличие компьютера, доступа в Интернет, скорость Интернета).
Таким образом, возможность эффективного дистанционного изучения иностранного языка появилась во многом благодаря современным технологиям. Такой вид обучения позволяет преподавателю построить и совершенствовать индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося, а студенту самостоятельно планировать и контролировать собственное обучение.
Применение дистанционных образовательных технологий также широко применяется в смешанном обучении. Под смешанным обучением понимается образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн (Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение – М.,2016 – с.15). У данного подхода много преимуществ. Так, интеграция опыта обучения с преподавателем и онлайн – активные формы работы над практико-ориентированными заданиями на занятии. Чаще всего такие виды активности проходят в малых группах (это может быть работа над мини-проектами, игры и др.). Кроме того, исследования, проводимые учеными разных стран, показывают, что наибольшее влияние на качество образования оказывает качество обратной связи, поэтому повышение качества обратной связи каждого обучающегося позволяет улучшить его результаты. Работа с обратной связью в онлайн-среде позволяет существенно повысить качество обратной связи, что влияет на результаты обучения. Например, адаптивная онлайн-среда предлагает обучающимся новые задания с учетом допущенных ошибок, что не всегда может обеспечить преподаватель в классе.
Структура смешанного обучения может варьироваться по форме и способу организации. Всего выделяют 40 моделей. Перевернутый класс (Flipped Classroom) – одна из моделей смешанного обучения, которую можно активно применять при изучении иностранного языка. Обучающиеся дома работают в учебной онлайн-среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в Интернет, знакомятся новым или закрепляют изучаемый материал. На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которое может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и др. Эта модель позволяет уйти от фронтальной формы работы в классе и реализовать интерактивные формы работы на уроке. При работе с новым материалом использование LMS (систем управления обучением), например на образовательной платформе Moodle, дает преподавателю возможность сразу же проверить понимание нового материала обучающимися. Для этого достаточно создать соответствующие задания и загрузить их в LMS. Информация об успешности освоения нового материала онлайн каждым обучающимся позволяет преподавателю оперативно скорректировать сценарий урока. Преподаватель может организовать ролевую игру для обучающихся, которые успешно освоили новый материал, и в то же время поработать с группой обучающихся, которые не ознакомились с новым материалом дома или не разобрались в нем.
При использовании модели «Перевернутый класс» с использованием дистанционных технологий у преподавателя появляется возможность интенсификации работы, обучение студентов персонализируется. Данная модель помогает развивать у обучающихся предметные, метапредметные и личностные компетенции, а следовательно, реализовать федеральные государственные образовательные стандарты.
Таким образом, применение дистанционного обучения или его элементов при изучении иностранного языка является эффективным и результативным, предоставляет широкие возможности погружения в языковую среду, позволяет преподавателю быстро получить обратную связь через мониторинг достижений обучающихся, совершенствовать и корректировать индивидуальную траекторию обучения студента.