Проверь подлинность!

Автор: Худорожко Мария Петровна

Должность: Преподаватель

Город/Населенный пункт: Омская область, город Омск

Дата публикации: 06.02.2020


Применение и проблемы дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья с психологических позиций

 

Худорожко Мария Петровна

преподаватель

ФГБОУ ВО «ОмГМУ», колледж, г. Омск

            Одной из актуальнейших проблем, связанных с организацией дистанционного образования, является слабая проработка психологических аспектов обучения в этой системе. В настоящее время практически отсутствуют исследования, глубоко и всесторонне раскрывающие психологические условия организации дистанционного образования. Проблема телекоммуникационной компьютерной образовательной среды еще не получила должного рассмотрения с психологических позиций. Пока не разработаны психологические модели учебной деятельности в рамках этой системы. Дидактические и методические вопросы дистанционного образования не имеют до настоящего момента должного психологического обоснования. Тем не менее, в современной педагогической и психологической науке разработаны теоретические концепции, с которыми могут ознакомиться по данной проблеме педагоги и психологи. Педагогические аспекты социализации и адаптации рассмотрены в трудах: А. И. Арнольдова, В. Г. Бочаровой, М. А. и др. Фундаментальные теоретические положения о развитии личности как следствии специфических отношений между людьми, формирующихся в пространстве социальных связей, нашли свое отражение в трудах:, Л. С. Выготского, А. М. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна и др. Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья исследовались: В. В. Лебединским, Е. М. Мастюковой, М. В. Певзнером и др.

В последнее время учёные-психологи пришли к такой точке зрения, а именно: что психологической основой дистанционного обучения является бихевиористический подход (Б. Ф. Скиннер) и когнитивная психология, которые рассматривают данный подход как науку о поведении, Б. Ф. Скиннер – основоположник теории программированного обучения. А когнитивная психология – это раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, чувств, предоставления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решения. Проблемное обучение и личностно-ориентированный подход эффективно синтезированы в дистанционной образовательной практике. Главными целями психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения в системе общего образования являются:  оказание помощи обучающимся в разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного обучения;  обеспечение психологической комфортности всех субъектов дистанционного обучения. Для достижения поставленных целей при организации психологопедагогического сопровождения обучающихся в процессе дистанционного обучения необходимо решение следующих задач: 1) изучение индивидуальных личностных особенностей, уровня развития психических свойств и качеств, особенностей межличностных отношений участников дистанционного обучения, имеющих значение для обеспечения эффективности процесса обучения; 2) изучение среды, реальных ресурсов (психологических) дистанционного обучения; 3)популяризация и последующая передача участникам дистанционного обучения значимой информации по психологической тематике; 4) создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых качеств учащегося и преподавателя, и полноценной адаптации конкретного индивида к условиям обучения; 5) обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на индивидуальных психологических особенностях конкретного индивида.

Основанием для проектирования образовательных программ для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста, в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития. Образовательная программа проектируется совместно педагогом психологом и преподавателями. Процесс проектирования включает в себя несколько этапов. 1 этап: мотивационный – установление эмоционального контакта между педагогом и психологом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества. 2 этап: концептуальный – раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции преподавателя и психолога относительно студента, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов. 3 этап: проектный – разработка проекта образовательной программы на основании ориентировочной диагностики наличностного уровня развития; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса: психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса. 4 этап: реализация проекта – практическая реализация образовательной программы: одновременно проводится текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы. 5 этап: рефлексивно-диагностический – завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию образовательной программы перехода на следующую ступень образования (развития). Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса. Особой проблемой дистанционного обучения является знание и соблюдение норм сетевого этикета, что оказывает существенное влияние на создание обстановки психологического комфорта в обучающей среде. Все участники процесса дистанционного обучения должны постоянно помнить о заповедях сетевого этикета, чтобы случайным или необдуманным словом не обидеть «собеседника». Особенно важно это становится в условиях общения сетевого преподавателя  и сетевого студента, когда преподаватель должен поддержать интерес к обучению даже при условии отсутствия заметного продвижения в обучении. Доброжелательные комментарии преподавателя к выполненному заданию («Ты неплохо справился с заданием, однако...», «Ты правильно сформулировал..., однако...»), отражающие его неподдельное желание помочь студенту справиться с трудностями, его побуждения к корректному выражению студентами своей позиции в дискуссии в немалой степени помогут повысить мотивацию и продуктивность обучения.

Список литературы

1.Ануфриева О.Н. Проблемы дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями при обучении в СПО // Молодой ученый – 2019.-№3.-С.347-349

2. Яковлева А.И. О современных подходах к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья //[Электронный ресурс] —:https://nsportal.ru/
 

 


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.