Проверь подлинность!

Автор: Мударисова Алсу Айдаровна

Должность: Преподаватель. Кандидат педагогических наук

Город/Населенный пункт: Стерлитамак

Дата публикации: 02.02.2020


Ценностно-смысловые компетенции как средство формирования досуговых потребностей молодежи в условиях деятельности культурно-досуговых учреждений

Ценностно-смысловые компетенции относятся к общему содержанию развития человека, конкретизируются на уровне мировоззрения и смысла жизни. Данные компетенции основываются на главных целях жизнедеятельности личности, представления социального опыта и опыта личности для дальнейшего получения жизненных навыков и практической деятельности в современном обществе.

Формирование ценностно-смысловых компетенций связано, в первую очередь, со способностью молодежи видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Понятие компетенции – это понятие современное, динамичное, несущее особую смысловую нагрузку, связанное с совокупностью взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, привычек, способов деятельности, которые являются заданными для соответствующего круга предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия относительно них. С помощью ценностно-смысловых компетенций можно решить круг серьезных познавательных, развивающих и духовно-образующих задач, направленных на реализацию личностью своего потенциала в условиях досуга.

Так, З.Н. Сафина отмечает, что компетенция определяется как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы. В данном случае умения рассматриваются ею как способность и готовность эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации, в профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности. Совокупность ключевых компетенций, включает социальную компетенцию, поликультурную компетенцию, языковую компетенцию, информационную компетенцию. Как считает автор, при характеристике ключевых компетенций важным является также учет пяти основных потенциалов, которыми должна владеть личность и на базе чего выстраивается формирование ключевых компетенций: это познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический потенциалы, которые задают направленность процессу развития личности. В обозначенной проблеме важным является анализ расхождений между существующими и ожидаемыми компетенциями. В связи с этим возрастает значимость диагностических процедур или комплексной диагностики личностно-профессионального потенциала личности и факторов, как влияющих на подготовку специалиста, так и тех, на которые можно воздействовать [].

Также и Лебедкова Н. В., анализируя особенности формирования компетенций, отмечает, что компетентность – это способность к деятельности в определенной личностно-значимой ситуации. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Под ключевыми компетенциями подразумеваются способности личности справляться с самыми различными задачами. С учетом данных позиций, автор выделяет следующие группы ключевых компетенций:

«1.Ценностно-смысловые компетенции.

2.Общекультурные компетенции.

3.Учебно-познавательные компетенции.

4.Информационные компетенции.

5.Коммуникативные компетенции.

6.Социально-трудовые компетенции.

7.Компетенции личностного самосовершенствования» [3,с.17].

Одним из важных методов формирования компетенций, является метод проектов. По мнению Н.В. Лебедкиной, молодежь, работая в группах, разрабатывают план совместных действий, находит источники информации, способы достижения целей, распределяет роли, выдвигает и обсуждает идеи. Все участники оказываются вовлеченными в познавательную деятельность, а обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления [3].

В диссертационной работе И.В.Чаплыгиной компетенции рассматриваются как знания, умения, навыки и опыт, объективно помогающие выпускнику в решении какой-либо задачи, а также совокупность личностных качеств и способностей, необходимых для успешного овладения определенной деятельностью. К ключевым компетенциям в данном исследовании относятся надпрофессиональные и общепрофессиональные компетенции. Надпрофессиональные компетенции - универсальные знания, умения и навыки, качества и способности выпускника, обеспечивающие его конкурентоспособность и социальную адаптацию в условиях рынка труда. Общепрофессиональные компетенции – это знания и умения фундаментальной направленности, качества и способности выпускника, определяющие его профессиональную мобильность [7].

Ценностно-смысловые компетенции в условиях досуга – это компетенции освоения участниками мировоззренческой картины мира, жизни человека и человечества, отдельных народов, общественных явлений, событий; способность выстраивать внутреннюю целевую доминанту, выражающую стремление личности к реализации ее творческого потенциала и сущностных сил, направленных на качественное потребление ценностей духовной культуры, развлечений и других видов культурно-досуговой деятельности, определяющих качество культуры досуга личности.

Культура в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера, отражает динамику жизни человеческого сообщества в ее целостности, дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям. Восприятие жизнедеятельности людей как культурно-исторического процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, верой, деятельностью, творца своей собственной и общественной жизни.

Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накопленного многими поколениями в организации своего досуга, элементы которого могут быть с успехом использованы в сегодняшней реальной практике. Освоение истории культуры имеет огромное воспитательное значение, оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, содействует развитию исторической памяти.

Большую роль в подготовке и проведении досуговых мероприятий играют разнообразные учреждения культурно-досуговой сферы. Они относятся к категории коллективных организаторов досуга и предназначены создавать условия для отдыха и духовного развития различных слоёв населения в сфере свободного времени. К наиболее популярным учреждениям досуговой сферы относятся социально-культурные комплексы и центры досуга, клубы, парки, музеи, библиотеки, театральные, концертные и кинозалы, спортивные заведения.

Реально действующей, динамично развивающейся структурой являются современные социально-культурные комплексы и центры досуга. Они действуют в каждом районе города, сельском поселении и предназначены для проведения воспитательной работы в сфере досуга с населением в семейно-бытовой микросреде и ее окружении, организации клубов по интересам, художественного, прикладного, технического творчества, группового общения и отдыха жителей социума. Это разнообразные Дома и Дворцы Культуры, спортивно-оздоровительные центры  и т.п. Большинство из них является государственными учреждениями культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы.

Среди современных культурно-досуговых учреждений действуют клубы, электронные библиотеки, парки, развлекательные, оздоровительные и образовательные центры, планетарии, музеи, ярмарки и выставочные центры, комплексы и залы, театры, филармонии и концертные залы, цирки, компьютерные центры, клубы и салоны, залы игровых автоматов, рестораны и гостиницы, дома отдыха, турбазы и пансионаты, предприятия индустрии досуга, полиграфии, кино- и видеопроизводства составляют основу социально-культурной инфраструктуры.

Учитывая сложившееся противоречие между объективными возможностями культурно-досуговых учреждений в удовлетворении рекреативных и духовных потребностей разных групп населения и реальным уровнем их деятельности, коренное переосмысление сути, природы, целевых установок, содержания и форм деятельности центров общественного досуга началось значительно раньше глобальной перестройки общественно-политической жизни, происшедшей в стране в 90-х годах.

Т.А. Маноенкова, анализируя особенности современной организации досуга молодежи в культурно-досуговых комплексах, сделала вывод, что они должны быть направлены на развитие познавательной мотивации и творческих способностей молодежи; осуществление воспитательно-профилактической работы по предупреждению правонарушений; формирование общей культуры и здорового образа жизни; организации социально-значимого досуга молодежи; создание условий для самореализации [5].

В диссертационном исследовании А.А. Пугачева обоснована сущность формирования национального самосознания молодежи в условиях деятельности учреждений культурно-досугового типа, которая представляет собой педагогически регулируемый процесс интеграции культурно-досуговых учреждений с включением молодых людей в различные виды деятельности с целью достижения самостоятельной и осознанной моральной саморегуляции личности, воспитания любви к Отечеству, гордости за его прошлое и настоящее, стремления защищать его интересы. А.А. Пугачев выявил специфику формирования национального самосознания молодежи в условиях деятельности учреждений культурно-досугового типа, которая заключается в особом потенциале и универсальности возможностей этих учреждений в выработке активной жизненной позиции молодых людей через включение в социально-значимые и духовно-нравственные формы деятельности, в процессе которых формируется осознанная гражданская позиция личности. В исследовании также выявленная сущность и специфика процесса формирования национального самосознания молодежи в условиях деятельности учреждений культурно-досугового типа, которая дополняет теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией о возможностях учреждений культурно-досугового типа формировать социально-ценностные ориентации молодежи, развивать социально-культурную активность и проводить целенаправленное воспитание личности [4].

В диссертации Д.В. Кондратьева раскрыта оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа, которая характеризуется спецификой социокультурной среды, характером педагогической интеграции учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа в социуме и синтеза их деятельности в ходе реализации конкретных культурно-досуговых программ. Д.В. Кондратьев считает, что современная трансформация функций учреждений культурно-досугового типа как центров общения расширяет и усиливает педагогическое содержание инновационных технологий менеджмента, усиливает социально ориентированное воспитание и образование. Как отмечает автор, оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджмента включает разработку социально-культурных программ, интеграцию социального, культурного, творческого видов деятельности и представляет целостный процесс взаимодействия социализированных и индивидуализированных компонентов с проектируемыми параметрами в зависимости от целей, задач, возрастных особенностей аудитории и содержательной стороны рекламы и паблик рилейшнз [1].

Формирование ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга – это способность молодежи  видеть и понимать пути и способы рационального использования свободного времени, связанных с умением ориентироваться в культурно-значимых ценностях современного общества, реализацией в деятельности и общении социокультурного потенциала досугового времени, активного стремления духовно насыщать и интенсивно строить досуг, умением выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, направленных на удовлетворение досуговых  потребностей,  культурно-досуговых  установок  и  ценностей.

Формирование ценностно-смысловых компетенций в условиях досуга связано с вовлечением  молодежи в совокупность различных видов занятий, осуществляемых в свободное время, в результате которых происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные потребности, физические и другие социальные значимые потребности.

В индивидуально-психологическом плане для молодёжи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представлений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто основанная на восприятии негативных явлений общества. Однако, сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в самых сложных условиях человек может,  только сохраняя свою личность. Чем богаче мир и сложнее жизненные варианты, тем актуальнее проблема выбора собственной жизненной позиции, базирующаяся на ценностно-смысловых компетенциях.


Используемая литература

  1. Кондратьев Д.В. Оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа: Дисс... канд.пед.наук / Кондратьев Д.В.- Москва, 2007, - 173 с.
  2. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России: Теоретико-методологический и исторический аспекты/ Клюско Е.М. - Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 1999. - 132 с.
  3. Лебедкова Н. В. Формирование ключевых компетенций у студентов через применение ИКТ / Н. В. Лебедкова, А. Н. Шушакова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 425-427.

 

 


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.