Автор: Ушакова Оксана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Город/Населенный пункт: Волгоградская область
Дата публикации: 01.02.2020
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством пескотирапии в экспериментальной деятельности
Одно из преимуществ профессии воспитателя – это постоянное обновление сути деятельности,
наполнение ее новыми смыслами, содержанием, изобретением новых форм работы.
Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость не только активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, но и разрабатывать собственные, способствующие повышению уровня образования на должный уровень.
Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Поэтому главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте — это формирование начал экологической культуры. Одним из эффективных методов познания окружающего мира является метод экспериментирования.
Дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. В работе с песком имеет большое значение эстетическое восприятие. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе.
Тема песка довольно обширная. (Логопедические игры с песком, коррекция эмоционально–волевой сферы, развитие творческого потенциала, проектная деятельность, обучение ориентации в пространстве, и т.д.). Вашему вниманию я предлагаю использование элементов песочной терапии в рамках экологического воспитания.
Игра с песком известна с древних времён. Действительно, попадая на пляж, ребёнок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укреплённые города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога разрушит замок, ребёнок не расстраивается. Наоборот, он с ещё большим энтузиазмом принимается за новое строительство.
Почему игра с песком так эффективна в процессе работы с детьми? Каждый из нас в детстве играл в песочнице или строил замки из песка и чувствовал себя счастливым творцом. Работа с песком даёт ребёнку возможность видеть итог, результат, обеспечивает ситуацию успеха. Сегодня я приглашаю Вас в песочную страну.
Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто, похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Песок, смешанный с водой, становится более темным и приобретает качества земли. Он становится устойчивым, и поэтому ему можно придать форму. Можно сказать, что ребёнку на час открывается неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребёнок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин, построек.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и тогда появляется целый мир, разыгрываются целые спектакли, и ребёнок полностью погружается в игру.
Песок обладает свойством пропускать воду, поэтому, по мнению специалистов, он поглощает негативную психическую энергию. В Японии, в древности, перед входом в дом устанавливали большой чан с песком и тот, кто приходил в гости погружал руки в песок, оставляя негативную энергию за порогом жилища. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на самочувствие детей и взрослых.
Ребёнок в процессе игры с песком имеет возможность выразить свои самые глубокие эстетические переживания. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Для того чтобы дети занимались экспериментальной деятельностью, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. В своей работе я делаю акцент на развитие творческого потенциала ребенка, через поиск нестандартных подходов в экологическом воспитании.
Действия с песком в системе пескотерапии. Действия с песком можно условно разделить на 3 типа, выполняемые на поверхности сухого и мокрого песка:
- совершение определённых манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
- проникновение в толщу песка, рытьё ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
- организация сюжетов, создание композиций.
Игры и упражнения, которые можно использовать.
Анимационные игры: игры по созданию анимации на песке.
Игры: «Весёлые превращения».
Упражнения с песком.
«Чувствительные ладошки» (по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевной)
- Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
- Пройтись ладошками как слон, как слонёнок, как быстрый зайчик.
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, рёбер ладоней.
- Создать рисунки и узоры: солнышко, бабочку и т.д.
- «Пройтись» каждым пальчиком правой руки поочерёдно построив мост.
- Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
- Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природный материал (гербарий).
- Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
- Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д.
- Можно «поиграть» на поверхности песка, предложив детям их любимые игрушки такие как: мелкое ЛЕГО, фигурки диких и домашних животных с изображением среды их обитания и т.д.
- Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).
- Выложить геометрическими фишками ту или иную фигуру.
- Лепить фигуры, силуэты животных, птиц и т.д из песка, сгребая его рёбрами ладоней.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой и научить этому детей, используя в своей работе инновационные подходы к более интересному восприятию информации детьми. Дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе и экспериментированию означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, инновацией в своей работе считаю реализацию комплексного подхода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста посредством пескотирапии в экспериментальной деятельности через создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе посредствам тактильных ощущений, воображения, экспериментирования, арт-педагогики искусство + педагогика. Обязательным моментом считаю постоянное обновление и пополнении коллекций пособий, игрушек, природного материала, цветного песка, камней и т.д для детского экспериментирования.